03.02.2010 00:42
    Поделиться

    Продажа театральных билетов через интернет создает покупателям дополнительные проблемы

    Чтобы оплатить заказанный в Сети билет, зачастую приходится выстаивать очередь в кассу

    Интернет меняет стиль жизни обитателя большого города, позволяя ему теперь, не выходя из дома, выбрать спектакль и заказать на него билеты. Но так ли здесь все просто и удобно?

    В Санкт-Петербурге действует уже несколько сетевых служб заказа билетов. На их сайтах можно подобрать место в нужном зале на нужный спектакль. Но выбирать придется одно из тех мест, которые предоставил билетной службе сам театр, а он обычно использует несколько способов продажи и сотрудничает с разными фирмами. И потому на схеме зала значками "свободно" обозначены далеко не все свободные кресла. Для того чтобы увидеть максимум возможных вариантов, нужно посетить сайты нескольких билетных агентств и, главное, самого театра, а также все-таки заглянуть в кассу.

    На сайте Мариинского театра читаем: "Места, которые вы видите на схеме или в таблице в "Cистеме продажи билетов в Мариинский театр через Интернет", составляют самостоятельный интернет-фонд, поэтому билеты на эти места невозможно на данный момент приобрести в кассах театра. Данные билеты подлежат реализации посредством оплаты по банковской карте только на сайте театра".

    Заказать билеты можно и на сайтах других театров, хотя далеко не всех. К примеру, Театр Ленсовета и ТЮЗ такой услуги не предоставляют, сайт Александринки предлагает определенные места списком, не показывая схемы зала. На порталах Мариинского и Михайловского театров схемы есть, а нераскупленные места обозначены квадратиками разных цветов, в зависимости от цены билета. Подобные схемы можно увидеть и на сайтах театральных агентств. Однако эти изображения подчас очень условны и дают только приблизительное представление о том, что же можно будет увидеть с заказанного места: всю сцену или только ее часть. БДТ и МДТ не дают возможности заказать даже определенные места - приходится указывать ряды или желаемую стоимость билетов, после чего на связь с вами должен по телефону выйти сотрудник театра и сообщить, какие же билеты реально есть в наличии.

    Оплатить билеты иногда можно прямо на сайте. Но на www.mariinsky.ru - только с помощью банковской карты. На www.alexandrinsky.ru - посредством банковского перевода или расплатившись в кассе театра. Расчет через кассу вообще остается самым распространенным способом. Это означает, что в театр все равно придется прийти дважды. В перый раз - чтобы оплатить заказанный билет. Либо прибыть на спектакль заранее и перед его началом выстоять очередь в кассу. Или положиться на курьерскую доставку.

    Одной из новаций для Северной столицы стала установка "электронных театральных касс", внешне напоминающих терминалы для расчетов за сотовую связь и коммунальные услуги. Таких автоматов пока около двух десятков. Они стоят в нескольких крупных торговых центрах в Петербурге, Гатчине и Колпино, а также в городском комитете по культуре. Недавно они появились даже в строительных гипермаркетах. Эта система охватывает все основные театры и позволяет сразу приобрести билеты.

    Иную перспективу билетных продаж предложила одна из финских компаний, уже работающая в ряде стран Балтии и в Чехии, а ныне примеривающаяся к Украине и России. В самой Финляндии ее система начала внедряться в 2001 году, но в окончательном варианте сложилась в 2008-м.

    В январе эта фирма предполагала открыть русскоязычную версию своего сайта (правда, пока этого не случилось) и провести семинар для петербургских специалистов - судя по всему, ее опыт может быть востребован именно здесь.

    Интернет-услуги продажи билетов по-фински работают 24 часа в сутки, без выходных. И обеспечивают доставку билетов прямо к заказчику - на его сотовый телефон. На сайте этой компании посетитель с помощью компьютерной модели может с любой точки наблюдать панорамный обзор зала или целого стадиона и представить себе, что он в реальности увидит с выбранного места.

    Сориентировавшись, покупатель заполняет соответствующие графы запроса и получает сгенерированный системой билет в виде сложного рисунка (он заменяет штрих-код) на экран мобильника. "Вы можете распечатать этот билет на принтере и взять в театр его, а можете идти просто с мобильным телефоном, на который пришел рисунок. В театре стоят устройства для считывания изображений, такие как в магазинах. Другой способ - установить при входе в театр автоматы для распечатки билетов (как посадочных талонов в аэропорту). Возможен и вариант, когда клиент, сделавший заказ, получит СМС с уникальным номером или ссылку на интернет-страницу, с которой можно распечатать этот билет", - рассказал исполнительный директор финской компании Пека Хейккиля. Ближайший аналог такой техники - валидаторы в общественном транспорте.

    Заплатить можно с помощью любой кредитной карты или банковской онлайновой операции, но для стран, где такие формы оплаты мало развиты, финны готовы внедрить специализированные формы оплаты, в том числе предварительной. Например, открыть специальный счет, связанный с самой этой системой, и потом снимать с него деньги за услугу прямо по телефону. Стоимость заказа с курьерской доставкой порой удваивает цену билета, здесь же услуга стоит столько же, сколько СМС-сообщение и банковский перевод.

    На примере пилотного проекта во Львове с ТЮЗом, а также с футбольным стадионом, где проходят и концерты, финны изучают, как такая система может работать в странах с не очень развитыми коммуникационными сетями и инфраструктурой. Речь идет не о том, чтобы сразу заменить все существующие способы продажи билетов, да это и невозможно. Скорее, другие компании тоже возьмут на вооружение продажи по телефону, панорамный обзор залов и другие технические приемы. Для Петербурга это, скорее всего, ближайшая перспектива.

    Компетентно

    Петр Гринфельд, генеральный директор петербургской компании - разработчика информационных систем для архивов, музеев, библиотек:

    - Я вижу следующие направления в развитии системы продаж билетов через Сеть. В Интернете будет единый пул билетов на каждое событие, связанное с конкретной площадкой. И кассы этих площадок, и кассы, распределенные по городу, и каждый пользователь Интернета будут иметь одинаковые возможности зарезервировать и в течение, например, пяти минут оплатить билеты. Система оплаты для всех абонентов Сети будет электронной (например, с помощью карты Visa). Если нет карты - иди в кассу. Основными терминалами сети продаж станут мобильные телефоны.

    Афиши событий и площадок, включенных в систему продаж, будут предлагать анонсы событий, списки свободных мест с ценами, возможно, панорамы обзора с каждого места. В принципе, цена билета должна зависеть от удобства обзора с занимаемого места и акустики.

    Игорь Овчинников, руководитель театральных интернет-проектов, фестиваля "Театральная паутина", преподаватель РАТИ и Школы-студии МХТ:

    - Прекрасная идея продажи билетов через Интернет - это мечта, которая, надеюсь, когда-нибудь осуществится. Пока же онлайн-кассы наших театров не на высоком уровне. Как правило, на них в основном можно просто забронировать билеты, а выкупать их в кассе театра.

    Что касается опыта финских коллег, то здесь есть один существенный минус. Их разработка целиком основана на флеш-технологиях. Флеш-сайты технологически неудобны. Когда театр или билетное агентство открывают такой портал, они потом, как уверяют независимые эксперты, начинают интересоваться: "Почему мы исчезли из всех поисковых систем?" Очень просто: флеш не содержит букв, он содержит исключительно векторные изображения. Поисковые системы не в состоянии этот сайт отследить, обсчитать, запомнить и давать на него ссылки.

    Поделиться