Правительство готово оказать миллиардную поддержку еще одному автоальянсу
Сразу два автопредприятия посетил вчера днем российский премьер Владимир Путин в Набережных Челнах - ОАО "КАМАЗ" и сборочное производство "Фиат". Старое и новое разительно отличались друг от друга.
Поводом для прилета Владимира Путина стало подписание соглашения между компанией "Соллерс" и итальянским концерном "Фиат", которое дало старт производству новых автомобилей на базе платформ "Фиат" - "Крайслер". Совместное предприятие создается в равных долях. "Фиат" передаст в СП права интеллектуальной собственности стоимостью 150 миллионов евро на новую платформу Compact Wide. Со стороны "Соллерса" - новые производственные мощности на ту же сумму. Любопытно, что в Тольятти СП планирует организовать производство двигателей и коробок передач. Ежегодно с конвейеров предприятия будут сходить до полумиллиона машин классов С, D, внедорожники и кроссоверы. Инвестиции в проект оцениваются в 2,4 миллиарда евро.
Как только Владимир Путин зашел в цех сварки кузовов, до этого спокойная и невозмутимая обстановка мгновенно преобразилась. Рабочие зазвучали инструментами, кузовы стали и правда собирать, конвейер энергично задвигался. "Мы готовы подставить плечо вашему предприятию с помощью средств крупных банков с госучастием", - заявил российский премьер, отметив большие темпы развития "Соллерса". Кроме того, Путин сказал, что мин-промторг внес обращение в правительство с просьбой о финансовой поддержке предприятия.
"РГ" стали известны меры поддержки автомобильного альянса со стороны государства. Во-первых, будет выдан кредит на сумму 2,1 миллиарда евро сроком до 15 лет с субсидированной процентной ставкой и пятилетней отсрочкой по выплате основного долга. Кроме того, власти выделят грант в размере 100 миллионов евро на разработку новой модели класса С в рамках финансирования НИОКР по важнейшим инновационным проектам. Среди другой госпомощи - субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации экспортной программы, и выделение целевой субсидии в 30 миллионов рублей органам занятости Татарстана для опережающего обучения и подготовки кадров.
Видео: Константин Завражин |
Кстати, по информации "РГ", сейчас обсуждается возможность привлечения в состав акционеров СП финансирующего банка с миноритарной долей.
Новый завод, по замыслу чиновников, должен стать главным конкурентом другого автопромышленного альянса в лице АвтоВАЗа и "Рено"-"Ниссана". Именно так прописано в стратегии развития отечественного автопрома до 2020 года, которая еще печется в недрах Белого дома. Документ внесут на рассмотрение правительства в начале марта 2010 года, рассказал "РГ" министр промышленности и торговли Виктор Христенко. "Заводы будут хорошо дополнять друг друга в сегменте легкового автомобилестроения", - считает глава минпромторга.
Важность конкуренции понимают рабочие и на самом заводе - опрятные мысли, опрятный вид и во всем устройстве цехов полная аккуратность. Механическая сборка машин, далекая от лирики, выглядит жизнеутверждающе: помещения выкрашены в розовые и оранжевые цвета. "С других заводов к нам приходят - для них это дико: белые стены, чистые полы", - делится с корреспондентом "РГ" рабочий "Соллерса".
Что же касается КАМАЗа, то там Путин побывал в спортивном центре. Как известно, единственная в России заводская команда занимает лидирующее место в мировом рейтинге автокоманд. В 2009 году "КАМАЗы" организовали международное внедорожное ралли "Шелковый путь" - серия "Дакар", которое имело большой международный резонанс. Тогда маршрут протянулся между Казанью и Ашхабадом. В этом году "Шелковый путь" окажется и вовсе причудливым, поскольку пройдет между Санкт-Петербургом и Сочи. Об этом премьеру рассказал наставник спортсменов Семен Якубов, который считает, что это удобно с точки зрения логистики: иностранцам легко добираться до Северной столицы России и так же просто из южной затем отправляться в Европу. "Шелковый путь" обошелся в 15 миллионов евро, я думаю, что мы уложимся в эту сумму независимо от маршрута", - намекнул Путину Якубов. Глава правительства немного помолчал, а потом сказал: "Договорились". Как только Путин вышел из центра, спортсмены бросились на шею Якубова, выкрикивая "Йеессссссс".
Другой хорошей новостью для автогиганта стало то, что зарубежные инвесторы решили увеличить свою долю в КАМАЗе с прежних 10 процентов до 15 процентов. За счет покупки у инвесткомпании "Тройка Диалог" акций германский автоконцерн Daimler поднимет свое участие до 11 процентов. В состав акционеров КАМАЗа также войдет Европейский банк реконструкции и развития с долей в 4 процента. Документально такое положение вещей было зафиксировано вчера в соглашении о намерениях сторон по основным условиям развития стратегического сотрудничества.
Ко всему прочему вчера было объявлено о возможном укреплении позиций государства в
КАМАЗе в лице госкорпорации "Ростехнологии". "Мы эту возможность рассмотрим в самое ближайшее время", - отметил Путин. В свою очередь глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов заявил, что госкорпорация хотела бы увеличить эту долю на 12 процентов, но у них с компанией "Даймлер" существует соглашение, согласно которому ни у кого из этих компаний не может быть контрольного пакета.