02.03.2010 00:40

Тема недели

Текст: Андрей Топтун (начальник отдела аналитики агентства "Автостат")

Сегодня открывается Международный автосалон в Женеве. Российский автомобиль на нем не появится.

Хотя с 70-х годов прошлого века продукция Волжского автозавода была постоянным участником престижных международных салонов. В январе 1971 г. "Жигули" впервые были выставлены на Международном автомобильном салоне в Брюсселе (Бельгия), а в сентябре показаны сразу на четырех международных выставках, ярмарках и автосалонах в Лейпциге, Пловдиве, Брно и Загребе. В октябре 2004 г. посетители Парижского автосалона увидели "Ладу-Калина", спорткар Lada Revolution, автомобиль на топливных элементах "Лада - Антел 2", а также "Нивы". Французские эксперты в числе достоинств "Калины" назвали ее цену - около 7 тысяч евро. Она оказалась самой дешевой машиной автосалона.

АвтоВАЗ был единственным из числа российских автопроизводителей, кто постоянно принимал участие в престижных автосалонах. Последняя экспозиция была осенью 2008 года в Париже. Один из последних более-менее удачных выездов за рубеж - Женева 2007 года, где концепт-кар LADA C вызвал живой интерес посетителей и являлся демонстрацией "далеко идущих планов" очередной команды управленцев. Однако планам не суждено было сбыться... Международные автомобильные салоны уже давно перестали быть просто ярким шоу. Они интегрировались в цикл выпуска автомобилей, и автопроизводители планово используют их для выхода в свет новинок, причем начиная с показа концептов, потом предсерийных образцов и т.д. Также участие производителя в автошоу определяется целью заявить о своих передовых достижениях, ставится задача поддержать официального представителя и привлечь внимание покупателей, чтобы в итоге повысить продажи.

Однако с точки зрения бизнеса участие АвтоВАЗа в автосалонах в последнее время нецелесообразно, так как прибыль от продаж автомобилей в Европе не покрывает расходов на мероприятие. С точки зрения продвижения тоже не видится большого смысла - обычно стенд АвтоВАЗа располагается в дальних павильонах, а в публикациях зарубежной прессы - ни слова об участии компании из России.

Увы, сегодня показывать миру российскому автопрому нечего, а его отставание от мирового определяется десятилетиями. Собственных разработок, которые могли бы привести к появлению серийного автомобиля в ближайшее время, нет. Тем более такого, с которым можно было бы вступить в конкурентную борьбу за европейского потребителя. А те автомобили, которые выпускаются или готовятся к выпуску на территории России, назвать российскими нельзя. По-видимому, участие России в международных автосалонах в ближайшие годы ограничится эксклюзивом типа Marussia от энтузиаста Николая Фоменко, представленным шоуменом в прошлом году во Франкфурте.

Производство и продажа автомобилей LADA