Госавтоинспекция берет под контроль машины со слепящими фарами
Гаишникам дано указание присмотреться к автомобильным фарам. Речь идет об особом контроле за использованием так называемых ксеноновых фар.
Нет ни одного водителя, которого хотя бы раз не ослепляла в ночи встречная машина с такими фарами. "Неправильный" ксенон становится одним из главных источников опасности на ночной дороге. Его популярность растет с каждым днем. Теперь с таким ярким светом разъезжают и дорогие иномарки, и ветхие "Жигули". На трассе встреча с такой машиной чревата аварией, потому как на огромное число автомобилей устанавливается "левый" несертифицированный ксенон.
Гаишники решили всерьез взяться за тех, чьи фары слепят встречных. И в первую очередь взять под жесткий контроль установку ксенона. Для тех, кто не знает, ксенон - это очень мощные лампы, которые работают в специфическом режиме. Они светят гораздо ярче и благодаря им все неровности и препятствия на дорогах заметнее.
В нескольких регионах проявили инициативу и начали привлекать за "левый" ксенон по части 3 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. В ней предусмотрена ответственность за управление автомобилем, если цвет огней и режим работы его световых приборов не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Это приложение к Правилам дорожного движения. За такое нарушение грозит серьезное наказание - лишение прав от шести месяцев до года.
Первыми опробовали применение этой статьи на водителях гаишники Татарстана. Понятно, что тут же валом пошли обращения по поводу незаконности их действий. Следом за Татарстаном применять новую практику начали в других регионах. Вопрос по-прежнему оставался спорным. Как распознать, законный у тебя ксенон или нет? Кто разберется в казуистике законодательства: могут тебя привлечь за это или нет?
Именно поэтому и были даны новые разъяснения автоинспекции, которые сейчас размещены на сайте департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Причем департамент не стал самостоятельно разъяснять все тонкости отличий ксенона от фар с галогеном или с лампами накаливания. Эту тяжкую часть вопроса он предоставил осветить Научно-исследовательскому и экспериментальному институту автомобильной электроники и электрооборудования. Институт в первых строках своего заключения сообщает, что использование газоразрядных ламп в фарах, для них не предназначенных, запрещается. Если перевести научный язык на русский, то объясняется этот запрет следующим. Например, обычный отражатель, предназначенный для галогенных фар, если в него поставить газоразрядную лампу (в простонародье - ксенон), будет распределять свет совершенно по-иному. И, как следствие, слепить всех встречных. Также у многих фар сам рассеиватель света - внешнее стекло не предназначено для использования газоразрядных ламп. Пластик быстро мутнеет и свет распределяется вообще не пойми как.
Вывод, который делает институт, неутешительный. Газоразрядные лампы можно применять только в фарах, для этого предназначенных. Универсальных фар, увы, не существует.
Кстати, буквально в декабре Верховный суд РФ вынес постановление по заявлению некоего А.Ю. Расковалкина. Его мировой суд лишил прав за установку на автомобиль "Дэу Нексия" ксеноновых ламп. Фара не была предназначена для работы с такой лампой. Он обжаловал это решение в районном суде, где решение мирового судьи подтвердили, а затем обратился в Верховный. Однако и тут понимания не нашел. Верховный суд оставил решения нижестоящих судов в силе.
Как гаишник определит на дороге, правильный у вашей машины свет или нет? Это проще простого. Ему достаточно прочитать маркировку стекла фары. Если в ней есть буква "D", значит, скорее всего, вы имеете право ездить с газоразрядной лампой. Если нет - вы однозначно нарушитель. Режим работы вашей фары не соответствует требованиям безопасности.
Понятно, что эти гаишные новации вызовут массу споров. Они уже разгорелись в Интернете. Один из главных вопросов: имеют ли право гаишники предъявлять претензии к техническому состоянию автомобиля, если он прошел техосмотр? В принципе имеют, если это создает угрозу безопасности дорожного движения. По регламенту ДПС, инспектор не может останавливать вас для проверки технического состояния автомобиля на дороге. Только на посту. Хотя, с другой стороны, остановив вас, например, за превышение скорости и вдруг обнаружив несоответствие фар, он должен возбудить против вас административное дело по этому факту.
Второй вопрос: ксенон зачастую устанавливают не от хорошей жизни. Ямы и колдобины при полном отсутствии освещения даже на трассах международного значения - у нас обычное дело. А еще частенько прямо по дороге идут пешеходы. И водителю остается выбирать: либо слепить встречных, либо ездить с тусклыми фарами - рискуя своей и чужой жизнью.
Не совсем понятна и суровая мера ответственности за "неправильный" свет. Суд будет рассматривать дело на основе разъяснений института. Но ведь водитель не всегда сам знает, законный у него ксенон или левый? Например, при покупке машины в салоне ему предложили установить этот современный прибор. Если ксенон нельзя ставить на машину данной модели, формально виноват сервис, а на деле правами будет расплачиваться автовладелец. В департаменте ОБДД рекомендуют при установке ксенона требовать от сервиса замены фары полностью, а не только лампочки. При этом спрашивать сертификат соответствия на устанавливаемое оборудование. Если сертификата нет - с таким сервисом лучше не связываться.
Надо сказать, что новая трактовка законов в свете фар оказалась с еще одним подвохом. Дело в том, что при замене галогенной лампочки на ксеноновую вы будете отвечать по части 3 статьи 12.5 КоАП. А при замене блока фар (если конструкцией автомобиля не предусмотрен ксенон изначально) - это уже будет внесение изменений в конструкцию транспортного средства. А если разрешение на такое изменение не получено, то за это можно ответить по части 1 статьи 12.5 КоАП. Правда, наказание будет довольно мягким - штраф 100 рублей.
Кстати
Главные отличия сертифицированного ксенона от его "левого" собрата: буква "D" в маркировке фары, стекла и самой лампы. Правильный ксенон оборудован автоматическим корректором: при включении фары она светит сначала в землю, а потом поднимается до нужного уровня, в зависимости от наклона местности или загрузки автомобиля. Ксенон в обязательном порядке оборудуется омывателем фар.