2010 год официально объявлен правительствами двух стран Годом России во Франции и Франции в России.
Специально созданный российско-французский оргкомитет разработал и утвердил большую программу замечательных мероприятий, которые, по замыслу их организаторов, будут способствовать укреплению дружбы и взаимопонимания наших народов. А жизнь вносит в этот план свои, не менее замечательные, строки.
Русскую маму француженки Иветт Курбе фашисты угнали из России в рабство в годы Второй мировой войны. Через 65 лет мадам Курбе впервые увидела своих русских родственников.
В прошлом году Алла Шульга, глава администрации пригородного поселка Радица-Крыловка Брянска, получила письмо из Франции. Белорусский парень, работающий во французской благотворительной организации "Норд Солидарите", просил разузнать что-нибудь о родственниках Лидии Вазейкиной, которую во время войны семнадцатилетней девушкой немцы угнали в Австрию. После войны она вышла замуж за француза, родила троих детей. Ее дочь Иветт Курбе и искала свои русские корни.
- У нас в области три Радицы, - рассказывает Алла Шульга. - Старожилы нашего поселка о Вазейкиных ничего не знали. Поиски в двух других Радицах тоже оказались безуспешными. Но однажды меня осенило: а не пролистать ли четырнадцатитомную "Книгу памяти Брянской области", которая есть в моем кабинете? Там-то и встретилась фамилия Васейкины. Звоню тому самому белорусу: "Вы ничего не перепутали? Может, все-таки Васейкины, а не Вазейкины?" Условились, что еще раз схожу к одному из наших старожилов - Таисии Ситниковой. И вдруг выясняется, что она не просто помнила чету Васейкиных, которых немцы расстреляли, но и дружила с их дочерью - "Лидкой"... Французы прислали фотографию, на которой Лидия была изображена уже тридцатилетней. Тем не менее Ситникова всплеснула руками: "Да она это!". Вскоре из "Норд Солидарите" пришло письмо от ее президента Маги Жюль: Иветт Курбе приедет в составе делегации, которая отправляется в Россию, она очень волнуется.
Волновалась и Алла Шульга. Стол на сорок персон с тушеной картошкой, грибами, мясными и рыбными блюдами, "свойскими" огурцами, помидорами, фруктами готовили всем миром. Но Радица этой зимой была по крыши в снегах, да и проехать туда двухэтажный автобус гостей не мог из-за мешавшей железнодорожной насыпи. Пересадили французов в свой автобус, повезли партизанскими дорогами на кладбище, где, предположительно, и нашли последнее пристанище дед и бабка мадам Курбе. "Куда мы едем? У нас таких дорог нет", - волновались французы.
Заплакала, обняв двоюродную сестру, семидесятипятилетняя Зоя. Потомки Васейкиных и не подозревали о существовании заграничной родственницы, наревелись все женщины вдоволь. "А вот твои внучатые племянники, а вот мои внуки, значит, и твои, Иветта, внуки...", - растроганные брянцы показывали фотографии, пытались объяснить степень родства. Француженка почти все понимала, хотя по-русски произнесла лишь несколько слов, подсказывала: "Кузина?" Застолье настолько потрясло французов, что они принялись допытываться у "мэра", кто все это организовал. "Народ", - отвечали им.
Иветт Курбе пригласила всю свою брянскую родню в гости: "Наконец-то осуществилась моя давняя мечта - найти родных и близких по материнской линии. Я всегда искренне любила Россию и страстно желала здесь побывать. Уверена, что теперь наши взаимоотношения с русскими родственниками будут развиваться. Огромное спасибо всем, кто помогал мне в моих поисках, кто организовал эту замечательную встречу: французской ассоциации "Норд Солидарите" и руководству города Брянска и Брянской области".
На теплый прием во Франции может рассчитывать и Алла Шульга: не исключено, теперь породнятся Радица-Крыловка и французский город, в котором нашла свой дом и семейное счастье Лидия Васейкина.