12.03.2010 00:03
    Поделиться

    Автоперевозчики пока не спешат устанавливать ремни безопасности на пассажирские сиденья

    Несмотря на постановление правительства об обязательном оснащении всех междугородных автобусов ремнями безопасности к 1 марта этого года, ни одно автопредприятие Ростовской области сделать это до сих пор не смогло. Похожая ситуация и в других регионах.

    Для Юга России, куда во время отпусков стремятся миллионы отдыхающих россиян, безопасность автоперевозок - без преувеличения вопрос жизни и смерти. Летом сотни автобусов везут туристов к черноморским пляжам и курортам Минеральных Вод, но из-за малейшей случайности такая поездка может обернуться трагедией. Еще свежо в памяти столкновение бензовоза с "Икарусом" в районе села Самарское в июле прошлого года, когда погиб 21 человек и еще 10 отделались переломами, сотрясениями и ушибами. Сколько пассажиров смогли бы тогда спастись, используй владельцы машины все меры безопасности... Увы, но и спустя полгода после прогремевшего на всю страну ДТП автоперевозчики все равно не позаботились об оснащении междугородных автобусов ремнями безопасности. Оправдываются тем, что в продаже ремней в необходимом количестве нет, а на те, которые пока еще можно найти на прилавках, цены резко выросли.

    - Импортный двухточечный ремень совсем недавно стоил 340 рублей, а теперь порой до 900 с лишним рублей доходит. Переоборудование одного автобуса на 50 пассажирских мест обойдется в 60 тысяч рублей, - сокрушается Александр Болотный, заместитель директора одного из ростовских автопредприятий. - Сейчас вот ищем поставщиков в Китае. Есть еще одна проблема: никто не знает, какой нужен ремень. Одни при расстегивании выдвигаются из замка вручную, а другие выкидывают запирающую скобу автоматически. Разница во времени расстегивания - доли секунды, но они могут решить судьбу человека при аварии...

    Для установки ремней на большинство автобусов с пробегом, по словам транспортников, придется сначала полностью демонтировать пассажирские кресла, то есть снимать машину с рейса на день-другой, а это упущенная прибыль, то есть опять убытки для транспортных компаний.

    - Покупка и установка ремней - лишь часть мороки, а ведь потом нужно будет регистрировать ремни в ГИБДД как "внесение изменений в конструкцию транспортного средства". Проконсультироваться по этому нововведению не у кого, а штрафовать за это нас будут, если поймают с нарушением, без скидок, - говорит директор волгодонской транспортной компании Евгений Казмин.

    Прежде всего и ремни, и крепления к ним, и сам процесс необходимо сертифицировать.

    - На это нужно время, - полагает начальник отдела транспорта министерства промышленности, энергетики, транспорта и связи Ставропольского края Владимир Костюков. - Но никто не объяснил, где эти ремни покупать, каким образом крепить, где брать приспособления для крепежа и деньги на все это. И самое главное: все автобусы, работающие на маршрутах, старые. Там нет никаких приспособлений для крепления ремней. Чтобы сертифицировать это нововведение, надо как-то связываться с производителями транспортных средств. Мы стоим перед дилеммой: и постановление правительства нужно выполнять, и междугородные перевозки блокировать нельзя. Нужно дополнительное время на урегулирование всех проблем.

    Впрочем, пока с начала месяца ни один автобус не был снят с междугородного маршрута за отсутствие ремней безопасности и ни один водитель не оштрафован. Любой пост ДПС мог бы за день задержать не один десяток машин с таким нарушением, но очевидно, что автоперевозчикам дали еще немного времени.

    По мнению гаишников, автоперевозчики кривят душой, когда говорят, что постановление правительства оказалось для них неожиданным.

    - С 2006 года междугородные автобусы сходят с конвейеров с уже установленными ремнями безопасности, - говорит Раит Фатхутдинов, инспектор отделения пропаганды УГИБДД ГУВД по Ростовской области. - Другое дело, когда на маршрутах работают старые "икарусы", в которые страшно садиться. И не стоит жаловаться на бедность: пассажирские перевозки - бизнес прибыльный. Не можешь обеспечить безопасность людей - уходи, дай работать другим.

    Среди волгоградских транспортников подготовиться к исполнению постановления об оснащении автобусов ремнями безопасности успели лишь самые крупные компании.

    - Мы озаботились этим вопросом, как только постановление было опубликовано, то есть в конце февраля, - говорит замдиректора одной из крупных транспортных компаний, занимающихся межобластными пассажирскими перевозками, Александр Федоров. - На сегодняшний день 80 процентов наших автобусов оснащены ремнями безопасности.

    В менее выгодных условиях оказались перевозчики, работающие по области. На внутриобластных маршрутах (а их в волгоградском регионе свыше 800) ездят в основном отечественные изношенные машины. Кроме того, эти маршруты менее доходные. Поэтому переоборудование автобусов, которые их обслуживают, пока задерживается. В Волгоградской области фирмы, торгующие автозапчастями и аксессуарами, также взвинтили цены на товар. Если до 1 марта двухточечный ремень безопасности стоил в Волгограде около 300 рублей, то сейчас - 700 - 800 рублей.

    - Ремни безопасности - это только первый шаг в наведении порядка в пассажирских перевозках, - считает Раит Фатхутдинов.

    Постепенно в междугородных автобусах начинают применять контроллеры - бортовые мини-компьютеры, которые будут отслеживать режим работы водителя: сколько он в пути не смыкал глаз, сколько отдыхал, с какой скоростью ехал. Пока это необязательное требование, как когда-то ремни безопасности, но исключено, когда они их использование пропишут законодательно.

    Поделиться