17.03.2010 00:20
    Поделиться

    Автодилеры ставят свои условия владельцам старых машин

    Поменять старую машину на новую оказалось не так-то просто

    Отказаться от сигнализации, антикоррозийной обработки и многого другого владельцы автохлама, согласившиеся участвовать в программе утилизации, не могут. Иначе рискуют вообще остаться без нового авто.

    Преподаватель казанского колледжа Николай Волков отъездил на своей модернизированной "копейке" четверть века. Машина досталась ему по распределению во времена тотального дефицита. Тогда он работал на заводе ЭВМ и готовил иностранных специалистов, что давало преподавателю право в первую очередь претендовать на автомобиль. Все 25 лет Николай Волков следил за "здоровьем" машины, ни разу не попадал на ней в аварию. В ответ "копейка" служила ему верой и правдой. Расставаться со своей боевой подругой преподавателю жаль, но упускать возможность обменять "старушку" на новую "классику" тоже не хочется.

    - Начиная с февраля я стал обзванивать автосалоны, которые брались за утилизацию машин, - говорит преподаватель. - Вазовскую "классику" предлагали только два казанских дилера. В одном мне вообще не удалось получить информацию, в другом центре, напротив, быстро поставили на учет, где я уже был двухсотым. Когда я стал выяснять, сколько денег мне готовить для покупки новой машины с учетом сертификата, выяснилось, что к объявленной стоимости требуется оплатить еще дополнительные услуги. Причем дополнительными они считаются только на бумаге, в действительности же купить новый автомобиль без оплаты навязываемого сервиса не удастся.

    В нагрузку автолюбителям предлагаются сигнализация, антикоррозийная обработка, установка защиты двигателя и подкрылки.

    - Отказаться от них равносильно остаться без машины, - сетует Волков.

    В итоге Волкову кроме обязательных 3 тысяч рублей за утилизацию и 100 рублей за снятие с учета придется заплатить дополнительно: шесть тысяч рублей за сигнализацию, еще четыре тысячи рублей - за антикоррозийную обработку, две с половиной тысячи - за защиту двигателя и подкрылки. Кроме того, в автосалоне настоятельно рекомендовали не отказываться от фирменных ковриков, автомагнитолы, знака аварийной остановки и прочих аксессуаров. "Может, мне еще на всякий случай детское кресло установить?" - сгоряча выпалил автолюбитель.

    Выложить требуемую сумму Волкову нужно уже к 25 марта, потому что получить машину он сможет только при предъявлении чеков об оплате самой машины и дополнительных услуг.

    - В салоне мне также выдали памятку, где указано, в каком состоянии должен находиться автомобиль, меня удивило, что дилер требует, чтобы я пригнал машину своим ходом, тогда как я по закону имею право доставить ее на эвакуаторе, - говорит преподаватель. - Может, меня еще полный бак топлива заставят залить? Я даже не удивлюсь...

    В министерстве промышленности и торговли Татарстана нам ответили, что автосалоны не имеют права навязывать услуги и отказывать автолюбителям в покупке нового авто без оплаты сервиса.

    - Это уже наши автосалоны пытаются заработать на программе, никаких законных оснований у них на это нет, - говорит заместитель начальника отдела министерства Сергей Вязмин. - Если автовладельцы считают, что их права нарушены, они могут обратиться в Роспотребнадзор, где по каждому отдельному случаю будет проведена проверка. В Санкт-Петербурге, несмотря на ажиотаж потребителей, работу дилеров и утилизаторов нельзя назвать слаженной.

    - Машины пока к нам не поступают. Ждем их со дня на день, - говорит Сергей Ганичев, директор одного из предприятий - переработчиков автохлама. - На первой неделе задержка была с ГИБДД и эвакуаторами, которых у дилеров не было в достаточном количестве. По крайней мере, у меня такие сведения.

    Всего, как пояснили в городском управлении по обращению с отходами производства и потребления, по состоянию на 12 марта переработчики получили около дюжины старых авто. Некоторые эксперты объяснили фальстарт инициативы тем, что дилеры с опозданием получили электронные ключи, позволяющие им оформлять сертификаты на сайте минпромторга. Однако на практике это утверждение оказалось не совсем верным.

    - Коды были нам предоставлены 8 марта, как и положено. К пятнице мы уже отправили несколько машин на переработку и получили пару сертификатов с печатью ГИБДД, - опровергает предположение экспертов директор по продажам одного из дилеров Михаил Шевельков. - Небольшие проволочки вызваны тем, что машины забираются у хозяев только в рабочие дни до трех часов дня, чтобы было время довести автомобиль до места утилизации. Правда, это не помешало нам получить две сотни заявок и оформить около ста тридцати договоров с покупателями.

    На городском совещании дилеров и переработчиков был выявлен один важный аспект программы, который может серьезно повлиять на успех ее реализации. Как оказалось, минпромторг дает всего четырнадцать дней на то, чтобы реализовать сертификат. При этом, говорят представители дилеров, информация об этом отсутствует на сайте данного государственного органа. За две недели сертификат должен быть активизирован, реализован и в нем должен быть указан номер нового автомобиля его владельца. Если же сертификат не будет заполнен за это время, то на пятнадцатый день его просто аннулируют. Поэтому, как считает Шевельков, сдавать автомобиль лучше уже тогда, когда дилер сообщил владельцу о том, что его новая машина уже стоит на площадке. Если же машина кредитная, то сначала надо договориться с банком, а потом уже решать все остальные проблемы.

    Таким образом, главным в схеме взаимодействия сторон становится дилер, а не сам покупатель, как утверждалось раньше.

    В Ростов-на-Дону в пункт утилизации автохлама прибыл всего один автомобиль - старенькая "шестерка". Причина - новых машин у компаний-дилеров до сих пор нет. Как всегда, подвела слабая организация: договоры между дилерами и региональными пунктами утилизации до сих пор на стадии согласования и подписания, а без этого обмен старой машины на новую невозможен.

    - Из желающих на сегодняшний день образовалась очередь в три тысячи человек, - констатирует генеральный директор предприятия, которое занимается утилизацией старых "железных коней", Владимир Бородин. - Как решим все формальности, прием и разборка машин пойдут быстро: пропускная способность у нас до 80 машин в день.

    Поделиться