17.03.2010 00:48

Большая разборка

Жители Юга России выстраиваются в очередь, чтобы сдать старые автомобили

Автовладельцы предпочитают обменивать непригодные к дальнейшей эксплуатации машины на недорогие отечественные авто. Как реализуется программа по утилизации старых автомобилей на Юге России, выясняли корреспонденты "РГ". Итоги, даже предварительные, подводить рано.

Ростовская область

- Из желающих сдать отслуживший свое автомобиль образовалась очередь в три тысячи человек, - констатирует генеральный директор пункта переработки Владимир Бородин. - Как решим все формальности, прием и разборка машин пойдут быстро: пропускная способность у нас до 80 машин в день.

Всего на Ростовскую область выделен лимит в 11 тысяч машин. Очевидно, что большую его часть автовладельцы готовы выбрать в первые же дни действия программы.

Краснодарский край

Как сообщили в краевом департаменте потребительской сферы, автопарк кубанских легковушек составляет 1,2 миллиона машин. Из них две трети - старше десяти лет. 38 салонов на территории края уже включились в программу по утилизации.

- Предварительная заявка автосалонов на готовность реализации автомобилей к пятому марта составляла пять тысяч машин, - сообщил начальник управления торговли и услуг краевого департамента потребительской сферы Алексей Титов. - Но реальные возможности оказались шире, и мы уверены, что новых машин хватит всем.

Однако реализация программы оказалась не столь гладкой, как задумывалось. В автосалонах возникла проблема с получением сертификатов. Дело в том, что распечатать эти документы из Интернета можно было, лишь получив специальный код доступа от Минпромторга. Кто-то поздно отправил свой электронный адрес в министерство и поэтому не получил логин и пароль для распечатки документа. А некоторые специалисты автосалонов, получив электронную рассылку с необходимыми кодами доступа, просто удалили пароль из электронного ящика, приняв его за спам. Впрочем, в департаменте потребительской сферы утверждают, что эту проблему удалось решить.

Первоначальный замысел, по которому владелец машины приходит в автоцентр, сдает авто, получает сертификат - и на этом его заботы заканчиваются, пока что так и остался недостижимой мечтой. Автосалон должен заниматься снятием с учета старой машины и сдавать ее в пункт утилизации. Но первые дни показали, что владельцам таких авто приходится делать это самостоятельно. Как отмечают сотрудники автосалонов, если они будут заниматься еще и снятием с учета автомобилей, то это парализует работу предприятия, компания понесет убытки, которые никто не компенсирует.

На Кубани представители лишь одного автопроизводителя оказались подготовленными к реализации программы, поскольку обладают необходимыми лицензиями по хранению автомобильного утиля, разветвленной дилерской сетью и перерабатывающими мощностями. В этой компании готовы принять 20-25 тысяч отъездивших свое "железных коней". Они взяли на себя услуги практически полного цикла по реализации программы. Но чтобы обменять старую машину на новую, кубанцам пришлось записываться в очередь.

- К нам поступило полторы тысячи заявок, - сообщил генеральный директор предприятия-автодилера Алексей Скороход. - В зависимости от спроса мы заказываем те или иные марки на нашем производящем предприятии. И их доставляют в необходимом количестве. Чтобы все-таки решить проблему с очередями, мы намерены обратиться с предложением расширить круг участников программы в Краснодарском крае.

Впрочем, на быструю прибыль от участия в программе автосалоны не рассчитывают.

- Для покрытия издержек средства приходится выводить из оборота, это так называемые длинные деньги, - говорит Алексей Скороход. - Но мы уверены, что вложения вернутся. К тому же программа - по сути дела пропаганда отечественного автопрома.

Астраханская область

В Астраханской области, которая является участником проекта по утилизации старых автомобилей, на пункт переработки поступила первая машина.

Однако большого ажиотажа не наблюдается. Астраханцы звонят в торговые организации, приходят, интересуются, но принимать решения не торопятся.

У одних машины не соответствуют критериям, заявленным в программе, другие никак не могут сделать выбор, что будут покупать.

Волгоградская область

Интересно, что в Волгоградской области, где нет ни одного пункта по переработке старых машин, процесс идет более активно. Хотя здешним дилерам, в отличие от астраханских, переправлять старые автомобили значительно сложней: одного эвакуатора недостаточно, приходится арендовать автовозы, чтобы доставлять машины в соседние регионы.

Процесс приема старых авто в Волгограде организовали почти все заявленные к участию в программе автодилеры. Но основная нагрузка пришлась на дистрибьютеров волжского завода - три их площадки в Волгограде уже сформировали реестр из более чем 650 подержанных машин.

В то же время в автосалонах, торгующих иномарками, вряд ли наберется и сотня заявок. Причина очевидна: подавляющее большинство сдатчиков даже среди российских машин выбирают самые недорогие, классические модели - "пятерку" (продажная цена 149 тысяч рублей) и "семерку" (169 тысяч рублей).

Владельцу старого авто утилизация обойдется в три тысячи рублей. Дилеры сейчас занимаются тем, что собирают старые машины на стоянках, после чего отправят их на утилизацию в Тольятти. Пока их немного. Дилеры могли бы принять больше, но популярных в народе классических моделей в продаже не хватает, поэтому фамилии клиентов заносят в лист ожидания.

- Сделку по приему машин мы можем оформлять в один день и тут же продавать клиенту новый автомобиль, - говорит директор одного из автоцентров Петр Потапов.