Только 582 миллиона рублей определила в этом году на нужды дорожной отрасли администрация Брянской области. В прошлом году на эти же цели из казны выделили более миллиарда, а значит, отрасль ожидает "жесткая диета".
Недовольство состоянием дорог особенно обострилось после того, как областная Дума увеличила ставку транспортного налога вдвое. Еще сильнее депутатские решения ударили по мотоциклистам - владельцам мощных двухколесных машин придется платить в пять раз больше прежнего. Областное "Мотоциклетное общество", которое объединяет сотни брянцев, отправило обращение к представителям местной Думы и губернатору: "За наш счет нельзя построить даже 100 метров хорошей дороги. Учитывая их состояние - худшее из всех областей ЦФО, - складывается впечатление, что власть в очередной раз пытается содрать с людей деньги, которые она не заработала и, вероятнее всего, не отработает. А отвратительное состояние дорог может принести мотоциклисту значительно больше неприятностей, чем водителям автомобилей. В иных случаях оно является прямой угрозой жизни и здоровью - все хорошо знают, как осуществляется ремонт и обслуживание проезжей части".
Власти Брянска тоже выделили на ремонт очень скромную сумму - около 200 миллионов рублей, тогда как требуется более миллиарда. Но если в казне появятся непредвиденные доходы, то, как сообщили чиновники, их пустят на подготовку строительства Первомайского моста через Десну - оно потянет на миллиард рублей.
Скупо поддерживается и областная дорожная сеть. Согласно правительственному решению на ее обслуживание каждого ее километра нужно почти 700 тысяч рублей, а сейчас выделяется 81 тысяча. По словам начальника облуправления дорожного хозяйства Игоря Таланова, регион лишился федеральных денег, которые ранее получали в виде субсидий.
Сложное финансовое положение уже сказалось, в частности, на федеральном дорожном предприятии "ДЭП-46", которое базируется в Карачеве. Более 120 его работников сидят без зарплаты с июля прошлого года, и разбираться с этими бедами пришлось выездной комиссии федерального дорожного агентства. По словам председателя профкома предприятия Анатолия Григорьева, зимой работники "лежали под машинами" и занимали деньги, однако свои обязанности выполняли. Они надеются на внимание властей, ведь даже в случае продажи техники погасить долги не удастся. Более того, остаются без работы люди, которых, по мнению замгубернатора Евгения Кузавлева, придется трудоустраивать в другие организации.
Впрочем, заместитель начальника облуправления дорожного хозяйства Виктор Борисенко сообщил корреспонденту "РГ", что снижение финансирования не повлечет рост безработицы в отрасли. Более того, летом планируется дополнительно набрать около четырехсот человек. Временные рабочие места появятся благодаря федеральной программе занятости населения. Людей отправят на уборку мусора вдоль трасс, окрашивание ограждений и расчистку искусственных сооружений.
- Сокращение финансирования означает, что не будет нового строительства дорог, - говорит Виктор Борисенко. - Мы решили сосредоточиться на сохранении действующей сети. Оплата этих работ по сравнению с прошлым годом не уменьшится. Рассчитываем получить кредит из федерального бюджета - 176,6 миллиона рублей. Однако новое строительство необходимо. Три брянских города - Стародуб, Климово и Трубчевск - буквально задыхаются от транзитных фур. Но на объездные дороги требуется около миллиарда рублей. Ясно, что без правительственной помощи не обойтись.
Снежная зима уже потребовала незапланированных расходов. Иначе говоря, без дополнительных средств даже на прежнем уровне удержаться не удастся, не говоря уже о более качественном ремонте. По мнению Виктора Борисенко, нехватку средств в некоторой степени позволяет компенсировать применение новых технологий. Работать можно даже при температуре воздуха от пяти градусов. Выбоины выравнивают с помощью особой эмульсии, используют мытый щебень. Чтобы улучшить сцепные качества бетона и битума, применяются эмульгаторы, адгезионные добавки. При ремонте центральной улицы Брянска впервые использовали полимеры. Они предотвращают образование колеи в жаркую погоду.
Что касается федеральных трасс, то они в ведении федеральной дирекции автодороги Москва - Бобруйск. "Эти дороги проходят через нашу область, и по поручению региональной администрации мы запрашиваем программу этого госучреждения. Но повлиять на них не можем", - поясняет Виктор Борисенко.
Росавтодор объявил, что в ближайшее время реконструирует 132 километра шоссе "Украина", но за качество покрытия обновленной трассы придется постоять. Ведь участок от Калуги в сторону Москвы уже покрылся трещинами. Щербатой стала и дорога, соединяющая Брянск с этой трассой. Ее укладывали поздней осенью прошлого года.