20idei_media20

    Президент РФ объявил бой пьянству за рулем

    Президент внес в Госдуму "сухой закон" для водителей

    Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, который категорически запрещает водить автомобиль в состоянии опьянения. Согласно действующей редакции административного кодекса, запрет на вождение в нетрезвом виде применяется в том случае, если концентрация алкоголя у водителя составляет минимум 0,3 грамма на литр крови и минимум 0,15 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Документ предлагает это примечание из статьи исключить

    Дмитрий Медведев предложил на рассмотрение Госдумы законопроект, который коснется буквально всех водителей. Для них предложено ввести "сухой закон" и полностью "обнулить" показания алкотестеров и алкометров.

    Напомним, о планах внесения таких поправок президент заявлял еще в декабре прошлого года. Сейчас проект закона готов. Как сообщает пресс-служба Кремля, в нем предусмотрено внесение изменений в статью 19 Закона "О безопасности дорожного движения" и в статью 27.12 Кодекса об административных правонарушениях.

    В 19-ю статью добавляется пункт, который запрещает эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. А из статьи 27.12 президентский законопроект исключает примечание, в котором уточняется: под состоянием опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

    Примечание появилось 1 июля 2008 года. Тогда было принято решение оснастить сотрудников ДПС алкотестерами и упростить и в то же время сделать более строгой процедуру выявления пьяных на дороге. Встал вопрос, кого считать пьяным. Эти нюансы прописаны в Международной конвенции о безопасности дорожного движения. Тогда в ней допускалась разрешительная норма до 0,8 промилле. В связи с последними поправками - до 0,5 промилле.

    Надо сказать, что в Правилах дорожного движения - главном документе для водителя - четко прописано, что управлять автомобилем в нетрезвом виде запрещено. Тем не менее многие восприняли введение четких цифр, определяющих, кого считать пьяным, как разрешение употреблять алкоголь за рулем.

    Различные СМИ даже проводили показательные тесты на своих сотрудниках - сколько можно выпить без риска лишиться прав. Кстати, все эти тесты однозначно показали, что выпивать за рулем все равно нельзя.

    Почему в нашем законодательстве появилась именно цифра 0,3? Ее утвердили наркологи. Она позволяет избежать спорных ситуаций. В той или иной степени алкоголь в крови у человека все равно присутствует. Повышение его концентрации может быть вызвано рядом причин, например болезнью или употреблением каких-либо продуктов брожения, в частности кефира.

    Однако некоторые водители восприняли эту норму как своеобразное "отпущение грехов". Впрочем, если судить по статистике, всплеска пьяных аварий у нас в стране не произошло. Более того, их количество пошло на убыль. Равно как с каждым годом сокращается и количество выявленных пьяных водителей. По данным ГИБДД, количество выявленных пьяных на дорогах в прошлом году сократилось по сравнению с данными года предыдущего на 40 процентов. В прошлом году произошло более 12 тысяч аварий по вине пьяных водителей. Это почти на 10 процентов меньше, чем в 2008 году.

    Если президентские поправки будут приняты и вступят в силу в том виде, в котором они существуют сейчас, то как будет выглядеть выявление пьяных на дороге? Сейчас это примечание в статье 27.12 КоАП - единственное утвержденное законом определение нетрезвого водителя. Помимо него есть только ссылка на то, что порядок такого определения устанавливает правительство РФ. То есть, убрав целиком примечание, мы можем вернуться к старой системе, когда инспектор на дороге, предположив, что водитель нетрезв, направлял его на медосвидетельствование. Иногда это было совершенно неоправданно, и количество жалоб на действия инспекторов, пытавшихся привлечь за пьянку трезвых водителей, зашкаливало.

    мнение

    Вячеслав Лысаков, лидер общественного движения автомобилистов "Свобода выбора":

    - Мне кажется, что до сих пор живо массовое заблуждение, будто норма 0,3 промилле - разрешительная. Но практика показала, что эта норма ничего не разрешает, она лишь устраняет спорные ситуации на дорогах. Если мы вернемся к нулевой норме - это может увеличить коррупционную составляющую.

    Было бы разумно перейти к градациям. Например, если количество алкоголя больше нуля - одна ответственность, если больше 0,3 - другая. Таких градаций может быть несколько. Чем больше выпил - тем суровее наказание, вплоть до пожизненного лишения прав.

    Однозначно, что ни при каких нормах садиться за руль в нетрезвом виде нельзя. Алкоголь и дорога несовместимы. Но если мы вводим нулевую норму, то необходимо резко ужесточить ответственность гаишников и врачей за попытку фальсификации протоколов и медицинских заключений, а также за сговор.

    а как у них

    В большинстве стран Евросоюза установлены нормы 0,2 или 0,3 промилле. В некоторых странах есть градация ответственности в зависимости от количества алкоголя в крови.

    Например, в Германии. Там, правда, нормой считается 0,5 промилле. В некоторых странах нулевая норма установлена для молодых водителей. После 2 или 3 лет стажа на них распространяется установленное в их стране ограничение.

    Жестко нулевая норма установлена, пожалуй, только в Бразилии. Правда, там введены еще такие нормы, как запрет продажи алкоголя в магазинах и даже ресторанах, расположенных вдоль дорог.