30.03.2010 00:40

Авторынок подрастет

Дилеры прогнозируют рост продаж

Весна и начало лета - наиболее жаркая пора для автодилеров. Именно в этот период, да еще в конце года, автомобильный рынок традиционно выходит на пики продаж. На нынешнюю весну автодилеры возлагают особые надежды, считая, что именно сейчас начнется восстановление отечественного авторынка.

За 2009 год он сократился практически вдвое. Продажи иномарок упали на 52%, отечественных машин - на 45%. Значительное падение автомобильного рынка эксперты связывают с глубоким спадом производства в стране. Это привело к снижению доходов населения и, соответственно, падению спроса, особенно на товары длительного пользования, в том числе и машины. Средняя зарплата людей упала с 759 долл. (июль 2008 г.) до 469 долл. (январь 2009 г.). К ноябрю 2009-го она увеличилась до 660 долл. и продолжает расти. Как результат, восстанавливается спрос. Это ощутил на себе и авторынок, где падение замедлилось. В третьем квартале 2009 года падение продаж составило 59% (абсолютный минимум), в четвертом - уже 50%, в первом квартале 2010 года падение продаж ожидается на уровне 37%. С третьего квартала 2010 года эксперты прогнозируют прирост продаж по отношению к соответствующим месяцам 2009 года (см. диаграмму на стр.1).

Но о полном восстановлении автомобильного рынка речи пока не идет. По данным "Атлант-М" помесячные показатели продаж сейчас достигли четырехлетнего минимума. К примеру, новых иномарок по стране ежемесячно продается чуть более 60 тыс. В то время как весной 2008-го дилеры продавали по 200 тыс. машин каждый месяц. Особенно упали продажи импортных машин. Если в 2008 году в России было продано почти полтора миллиона импортных иномарок, то в 2009-м - только 719 тысяч. Такое же двукратное падение продаж и в сегменте иномарок российской сборки - с 591 тыс. до 280 тыс. Чуть ниже падение (благодаря протекционизму) у отечественных марок, которых в 2008 г. было продано 692 тыс., а в 2009 г. - 377 тыс. В результате поменялась структура нашего авторынка, сместившись в пользу отечественных марок. Сегодня на них приходится около 27% продаж. Более 20% продаж - доля иномарок российской сборки, 52% продаж - импортные машины.

Катастрофически снизились продажи (более 60% за год) у Honda, Opel, Toyota, Mitsubishi и Hyundai. Наименьшие потери у Kia, Volkswagen и Renault. Евгений Созин, директор по маркетингу "Атлант-М Бажова", считает, что, например, Volkswagen сработал лучше рынка за счет высокой лояльности к марке самих клиентов (которые, как правило, живут по средствам и независимы от кредитных обязательств), начала сборки Tiguan в России (что увеличило его продажи в 2,6 раза), появления в конце 2009 года достаточно хороших кредитных условий (ставка 9% годовых в рублях) и широкого модельного ряда - от компактных хэтчбеков до внедорожников.

В 2010 году, по мнению экспертов, рынок иномарок в России может при оптимальном сценарии вырасти на 15-20% до 1,17 млн машин. В 2011 году - до 1,5 млн. То есть автомобильный рынок будет расти, но темпами, гораздо ниже докризисных. И в 2010 году мы даже не догонем уровень продаж 2007 года.