Объем международных перевозок, осуществляемых брянскими автопредприятиями, упал более чем на 40 процентов по сравнению с прошлым годом.
На последнем заседании региональной ассоциации промышленных и коммерческих предприятий гендиректор одного из ведущих предприятий отрасли Иван Трифанцов поделился с коллегами своими бедами:
- За год убытки составили 66 миллионов рублей, хотя с помощью различных антикризисных мер мы сократили расходы на 60 миллионов. Пока с казной и работниками - у нас их тысяча - рассчитываемся, но запасы иссякли. Нас душит дороговизна топлива. Если у европейских перевозчиков стоимость солярки составляет в общих затратах 20 процентов, то у нас - все 40. Цену топлива, на мой взгляд, необходимо регулировать.
Есть и другие проблемы. По словам Ивана Трифанцова, европейские перевозчики за страховку по системе "зеленая карта" платят, в курсовом переводе, 23 тысячи рублей, а россияне - от 28 до 32 тысяч. Нашим автомобилистам приходится брать и полис ОСАГО, и международную страховку.
- Добавьте к этим препонам еще банковские, - говорит он. - Мы получаем кредиты под 21 процент, причем с большим трудом. На мой взгляд, нужно законодательно установить, чтобы банковские накрутки не превышали 50 процентов от ставки рефинансирования. Иначе говоря, сегодня справедливая стоимость денег не должна быть более 12-13 процентов.
- Я два года платил за лизинг фуры, - рассказал корреспонденту "РГ" Михаил Червенко. - Оформляли договор на одну из крупных фирм. Надеялся на порядочность ее директора, которому ежемесячно отдавал с рейсов по сто с лишним тысяч рублей. Но как только количество поездок сократилось, он попросту "кинул" и меня, и еще десяток человек. Сцепки сейчас возвращают в Голландию, у нас не просто убытки - это крах...
В таком положении не только мелкие перевозчики-одиночки, но и те фирмы, которые вроде бы крепко стояли на дорогостоящих колесах. В лизинг брали десятки автопоездов. В целом по России в 2008 году импортировали более 42 тысяч новых тягачей. Но в прошлом году - всего 605. Даже количество подержанных машин сократилось в пять раз.
В Брянске дела еще хуже, поскольку местная экономика во многом зависит от этого бизнеса, в котором было задействовано несколько тысяч фур. Автомобильную отрасль налоговыми льготами поддержала областная Дума, но такой меры оказалось недостаточно. Кроме того, из числа льготников выпали мелкие предприниматели.
Генеральный директор ассоциации промышленных предприятий Брянской области Геннадий Шалыгин полагает, что по местной экономике, в том числе по перевозчикам, ударил прежде всего недостаточный спрос: на рынке попросту нет свободных грузов. Вице-губернатор Александр Касацкий отмечает, что автопредприятия все же получили хорошую помощь, хотя это касается пассажирских перевозок: "Из областного бюджета им выданы субсидии - 228 миллионов рублей". Но "международники" остаются заложниками всей областной экономики.