13.04.2010 00:50

Утилизация очереди

Корреспондент "РГ" испытал на себе народный энтузиазм по обмену старых машин на новые

Сегодня минпромторг официально обнародует итоги первого месяца работы программы льготной утилизации старых автомобилей. Неподдельная народная активность, похоже, для многих оказалась неожиданной: и для бизнеса, и для авторов программы.

Уже выдано более 46 тысяч свидетельств на "переплавку" машин. Только АвтоВАЗ получил более 100 тысяч заявок и продал около 10 тысяч автомобилей. Эксперты не раз говорили, если дело так пойдет и дальше, то гос программа по утилизации авто завершится не в ноябре, как планировалось, а в середине лета. Из бюджета на нее выделено 11 миллиардов рублей, то есть примерно на 200 тысяч машин.

Программа по утилизации старых автомобилей, напомним, заработала 8 марта. За сданную в утиль машину старше десяти лет владелец получает сертификат на 50 тысяч рублей для покупки новой машины российской сборки. Условия, как показал первый месяц, оказались весьма заманчивыми. Правда, пока власти не планируют продлевать программу. А вот подправить ее, возможно, придется. Не везде "обмен" машин проходит без проблем и не всегда оказывается выгодным.

О том, чтобы продать свою "шестерку", до февраля нынешнего года ульяновский студент Александр Калинин даже не думал. На рынке за его машину не дали бы и 20 тысяч рублей. А участнику программы дают 50 тысяч. Вместе с Александром в автосалон отправился и корреспондент "РГ". Автомобили производства АвтоВАЗа по программе утилизации в Ульяновске продает всего один дилер. Очередь из желающих обменять старенькое авто на новое на сегодняшний день подбирается к четырем тысячам. "Мне повезло: я пришел в феврале и попал во вторую сотню", - рассказывает студент.

Еще до начала программы автомобилисты столкнулись с главной проблемой - нехваткой информации. Менеджеры просто не успевали обслуживать клиентов - им было не до телефонных звонков. А потому те, кто хотел что-то узнать, отправлялись в салон сами.

Полноценным выбор машины не назовешь: менеджер спрашивает лишь желаемую модель и комплектацию

"Я приехал сюда из Димитровграда, - говорит мужчина с большой сумкой. - Увы, у нас салонов много, но в программе по утилизации они не участвуют. Очень хочу купить "пятерку" за 99 тысяч - это же просто копейки! Хотя менеджеры сказали, что на "классику" самая большая очередь и на всех машин по льготной цене может не хватить".

Действительно: общая очередь негласно разделилась на два потока. В первый попали те, кто хочет приобрести "бюджетный" вариант - "классику", 14-ю "Ладу" и "Калину" в самой дешевой комплектации. Во второй - покупающие авто подороже. Однако полноценным выбор машины не назовешь: менеджер, который формирует очередь, спрашивает лишь желаемую модель и комплектацию. А цвет и прочие нюансы оговариваются уже на месте.

Пока Саша пытает менеджера, когда подойдет его очередь, разговариваю с семейной парой, которая сетует на несправедливость. "На самом деле схемы, которые были заявлены, не работают, - жалуется глава семейства Михаил. - Мы хотели сдать машину в утиль сами, а потом поездить по салонам, выбрать, куда "пристроить" сертификат. Позвонили в наш "Вторчермет". Там говорят, что нам нужно сначала обратиться к дилерам - чтобы те выдали экземпляры свидетельства на утилизацию. Потому что доступ к этим документам - логин и пароль - дали только продавцам. Утилизаторы "в пролете". Приехали сюда, а здесь говорят: свидетельство дают только тем, кто покупает машину у них. Выходит, выбора нет: хочешь купить "Калину" - приходи сюда, занимай очередь и жди. Сам никаких действий сделать не сможешь".

По крупицам собираем информацию: оказывается, АвтоВАЗ вроде бы поставил условие дилерам отправлять машины на утилизацию только на "свои" пункты приема. То есть тот же "Вторчермет", получается, остается в стороне. Возвращается грустный Саша: ему сказали, что стоимость машины будет выше, чем он хотел: на продажу выставляют уже оснащенные дополнительными опциями автомобили. А это дополнительная сумма до 20 тысяч рублей.

Беру инициативу в свои руки. Менеджер успокаивает: дешевые комплектации тоже есть, просто их нужно ждать дольше - очередь больше. Разумеется, салону выгоднее продать авто подороже. А потому приоритет отдается тем, кто расплачивается наличкой (или тем, у кого уже одобрен кредит) и берет более "упакованную" машину. Некоторые ульяновцы отправляются в Тольятти: купить даже самую востребованную "классику" здесь можно за неделю. В Ульяновске же очередь на "пятерки" и "семерки" движется как черепаха - до конца марта дилеры продали чуть более полусотни машин.

Еще один нюанс: выгодной программа утилизации является далеко не для всех. Вот одна из историй с форума ульяновского дилера АвтоВАЗа: "Моя "пятерка" оформлена на жену. Новое авто, естественно, надо оформлять только на нее. Сертификат именной, кредит только на владельца. А доход у жены - одни слезы. Стали считать КАСКО... Моя "пятерка" 1996 года стоит на рынке 25 тысяч. С учетом всех выплат мой выигрыш 12 тысяч рублей. Это несерьезно".

Тем не менее на интернет-форуме дилера АвтоВАЗА нет-нет да и проскакивают робкие предположения: "А может, в ноябре программа не завершится?"

Тем временем

В минпромторге корреспонденту "РГ" пояснили, что программа по утилизации экспериментальная и новая для всех участников процесса - для автолюбителей, дилеров и утилизаторов. Шероховатости, конечно, есть, но все вопросы решаются.

Автолюбители могут обращаться с вопросами по обмену старой машины на новую по телефону "горячей линии" минпромторга: 8 (495) 647-73-84,  647-73-86.