Минпромторг: В России сегодня почти 15 миллионов легковых автомобилей старше 10 лет

Очереди на автомобили - зло, которого хотелось бы избежать. Об этом вчера заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения минпромторга Алексей Рахманов, подводя итоги первого месяца работы государственной программы по утилизации старых авто.

Напомним, программа действует с 8 марта по 1 ноября 2010 года. За сданную в утиль машину старше 10 лет владелец получает сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового авто российской сборки. Всего машин под программу - 200 тысяч.

Вчера Рахманов привел "расклад" по самым свежим цифрам продаж. По его данным, чуть больше чем за месяц продавцы оформили гражданам 54 977 свидетельств об утилизации старых автомобилей. При этом "отоварено" по заявкам всего 15 678 автомобилей. Лидер по продажам - АвтоВАЗ. Из общего числа проданных автомобилей граждане купили 12 548 "Лад".

Следом по народной популярности идут продажи "УАЗа", "Рено", "Форда", "Шевроле". Вся соль в том, что в настоящий момент, к примеру, АвтоВАЗ уже накопил в портфеле более 100 тысяч заявок граждан на сдачу старых машин в утиль. И день ото дня спрос населения лавинообразно нарастает.

По словам Алексея Рахманова, чтобы не плодить очередей, минпромторг предлагает производителям - участникам госпрограммы довести соотношение проданных автомобилей к официально оформленным свидетельствам один к двум.

А дальше смотреть. "Как минимум производители должны сегодня очень четко работать с дилерами, и особенно в деликатном вопросе очередей", - заметил Рахманов. Любая очередь, по его словам, - это возможность вымогать деньги любыми путями.

И в минпромторге готовы даже дисквалифицировать дилеров, если о каких-то подобных случаях станет известно. В целом же, пообещал Рахманов, все граждане, которые оформят свидетельства по утилизации автомобилей, получат возможность купить новые. Однако чиновник признал, если машины будут "улетать" такими же темпами, как сейчас, - выписки свидетельств дилерами по 2,5 тысячи штук в день, а ежедневные продажи по 400-600 авто, - то к середине лета госпрограмма сойдет на нет. То есть, как это ни горько, но на всех желающих новых машин со скидкой 50 тысяч рублей просто не хватит. В ответ на вопрос корреспондента "РГ", будет ли минпромторг в этом случае хлопотать перед правительством о продлении программы, Рахманов процитировал слова премьер-министра: "Давайте подведем сначала итоги". "К этим словам мы пока ни добавить и ни убавить ничего не можем", - подчеркнул чиновник. И обратил внимание на одно из главных условий, при которых программа может быть продолжена: под нее должны быть найдены дополнительные деньги в бюджете. Заметим, сегодняшняя программа обходится в 11 миллиардов рублей.

Впрочем, главная цель гос программы - дать толчок рынку, расшевелить российский автопром, спровоцировать интерес потребителей, по мнению Алексея Рахманова, уже достигнута. Ведь тот же АвтоВАЗ получил уникальную возможность работать не на склад, а под заказ. "Это пример бережливого производства", - уточнил представитель минпромторга. А представитель АвтоВАЗа Игорь Буренков, явно окрыленный столь неожиданным успехом собственного предприятия, даже переборщил в сравнениях. Объясняя покупателям "Лад" и "Калин" причину задержки этих автомобилей "под заказ" в рамках госпрограммы как минимум в два месяца, Буренков назидательно заметил: "Это не яблоки на рынке покупать". Лавинообразный спрос, пояснил он, АвтоВАЗу, конечно, льстит, но есть производственный цикл. Наращивать производство автомобилей "под заказ" приходится не только АвтоВАЗу, но и всем его поставщикам.

Между тем Алексей Рахманов заметил, что в стране сегодня насчитывается почти 15 миллионов легковых автомобилей старше 10 лет. И шанс обменять их в рамках альтернативных стимулирующих программ у россиян в перспективе появится. Для этого сейчас минпромторг готовит концепцию утилизации автомобилей. 26 апреля 2010 года ведомство проведет тендер на лучшего разработчика такой концепции. Не исключено также, что при этом могут быть задействованы страховые схемы утилизации автомобилей. Но пока говорить о них слишком рано. Гораздо реальнее, по словам Алексея Рахманова, вести разговор о государственной программе обновления коммерческого транспорта - старых грузовиков и автобусов.

Что касается вопросов взаимоотношения дилеров и граждан в рамках уже действующей программы утилизации, то, по словам Рахманова, здесь три варианта. Либо развернуться и уйти к другому дилеру. Благо таких в 136 городах страны и 70 регионах России уже около двух тысяч. Либо сообщить о проблемах, желательно указав персонального обидчика в минпромторг, по горячему телефону. Либо обратиться в прокуратуру, заключил Рахманов.