62 года работы в одном театре - Сатиры. 53 года замужем за одним человеком. "Может быть, "Золотую маску" за качество верности дают?" - делилась своими наблюдениями Вера Васильева, принимая из рук президента фестиваля Георгия Тараторкина почетную награду "За честь и достоинство".
"Когда я узнала, что у меня будет такая премия, я была растеряна - я и так очень счастливый человек, - продолжала актриса под овации поднявшегося зала. - Театр для меня - это дом, и это правда, а не красивые слова. Когда сейчас в своем возрасте я выхожу на сцену, каждый раз думаю - господи, спасибо. А ведь когда мне было лет шестьдесят, я уже считала свою жизнь законченной: ролей совсем не было. И вдруг после 60 у меня появились божественные роли... Самое главное, что мною всегда руководило и спасало, - это восторг перед искусством".
Заразительное жизнелюбие в тот вечер - в пример современному молодому депрессивному театру - демонстрировали еще два лауреата "Маски" "За честь и достоинство" Владимир Зельдин и Иван Ромашко (Новосибирский театр музыкальной комедии). Что же касается конкурсных номинаций, то четыре "Золотые маски" из четырех возможных в своем жанре получил театр Александра Калягина "Et cetera". За мюзикл "Продюсеры" - как лучший спектакль в своем жанре, собравший награды, и за лучшую женскую роль - Наталья Благих, и за мужскую - Егор Дружинин, и за лучшую работу режиссера - Дмитрий Белов.
Видео: Виктор Васенин |
Руководитель театра Александр Калягин в свою очередь вручил "Маску" управляющему делами президента РФ Владимиру Кожину "за поддержку театрального искусства", а министр культуры Александр Авдеев передал награду (с той же формулировкой) благотворительному фонду культурных инициатив Михаила Прохорова. В драме национальная театральная премия (денежного эквивалента никогда не имевшая и не имеющая) распределилась следующим образом. Лучшую женскую роль сыграла Полина Кутепова - в спектакле "Улисс" "Мастерской Петра Фоменко". Лучшим режиссером признан Юрий Погребничко за постановку спектакля "Ля Эстрада" в Театре "Около дома Станиславского". Лучшей драмой малой формы стала "Река Потудань" Сергея Женовача в "Студии театрального искусства", а лучшим спектаклем большой формы - "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса в Театре Наций, в которых Евгений Миронов сыграл лучшую мужскую драматическую роль 2010 года. А если быть педантичным, то сразу десять лучших мужских ролей - по числу персонажей, которых Евгений Миронов исполняет в спектакле бесподобно талантливого латвийского режиссера.
В балете чествовали Алину Сомову и Алексея Ратманского - за роль Царь-девицы в "Коньке-горбунке" Мариинского театра и, соответственно, лучшую работу балетмейстера. Лучшую мужскую роль в балете подготовил Владимир Варнава в "Ромео и Джульетте" Петрозаводского театра оперы и балета Республики Карелия. Лучшим спектаклем в современно танце стал "Сasting off" пермского "Балета Евгения Панфилова", лучшим балетом - "Русские сезоны" Большого театра.
Приз критики присудили экспериментальному документальному спектаклю "Я думаю о вас" Французского культурного центра и фестиваля NET (подробно о постановке французского режиссера Дидье Руиса с десятью пожилыми людьми, не актерами, читайте в "РГ" за 08.04.2010).
В опере на пять "Золотых масок" стало больше в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Лучшую женскую роль исполнила Хибла Герзмава в лучшем спектакле "Лючия ди Ламмермур"; Александр Титель признан лучшим оперным режиссером за "Гамлета", написанного лучшим композитором Владимиром Кобекиным. Плюс отмеченная работа художницы по костюмам Елены Степановой в "Лючии ди Ламмермур".
Полный список нынешних лауреатов с перечнем их театральных заслуг ни в какие рамки газетной статьи не вместился бы, ведь на закрытии национального театрального фестиваля в Гостином Дворе вручили сорок три "Золотые маски". А чтобы с церемонией награждения не встречать рассвет и уложиться в регламент, отведенный для трансляции в тот же день на телеканале "Культура", номинантам заранее выдавали письменные инструкции-мольбы: в случае победы на сцене говорить не больше тридцати секунд. Надо сказать, с хронометражем почти все справились. И самыми универсально распространенными ответами при получении "Масок" стали признания: а) спектакль - работа коллективная, поэтому мой успех - это ваш успех, и наоборот; и б) все так неожиданно, что речь не написана, а к импровизации от ужаса я не готова… Трогательно, искренно, а главное - быстро.
Алвис Херманис, режиссер, руководитель Нового рижского театра, "Золотая маска" за лучший драматический спектакль - "Рассказы Шукшина" в Театре Наций:
- Когда начались репетиции, я стал понимать, что почти для всех русских людей Шукшин - как родственник, и постепенно начал осознавать весь размах, на который отважился по глупости. Но было поздно. Сейчас у меня наглости уже не хватило бы, наверное. Но понятно, что в наш современный пластмассовый мир все меньше остается настоящих вещей и людей. Шукшин был очень-очень настоящий. Все мы - немножко больные, а он был абсолютно здоровый; всем нам хочется лечиться, и потому - хочется читать его и думать про него. Для меня, как для иностранца, удивительно было наблюдать, что на спектакле между русской публикой и автором происходят какие-то внутренние семейные дела. Для меня же, как для человека со стороны, это было как сходить в русскую баню, где банщик - добрый и порядочный мужик с большим сердцем...