Автомобилисты, не дожидаясь помощи от властей, сами взялись за плохие дороги
Наши дороги по весне напоминают во многих местах военные. Ездить по ним страшно и опасно. Но автолюбители не сдаются... Ситуацию изучали корреспонденты "РГ".
Кочка зрения
- Мы отчаялись достучаться до чиновников, которые по закону обязаны содержать дорожное покрытие в надлежащем состоянии, но не делают этого, - говорит один из инициаторов акции волгоградских водителей Армен Оганесян. - Поэтому и решили передать наши фотоматериалы прокурору Волгоградской области и губернатору. Сколько я живу в Волгограде, на моей памяти наши дороги никогда не были в таком ужасном состоянии.
Вызывает возмущение автомобилистов и неэффективность тех дорожных работ, которые проводятся. По словам участников акции, приславших снимки, они были свидетелями того, как при ямочном ремонте асфальт кладут прямо в лужи.
В администрации Волгограда проблему признают. В прошлом году из областного бюджета на дороги регионального центра не было перечислено ни копейки. Но в этом году чиновники обещают исправиться. Этой весной будет приведено в порядок около 10 тысяч квадратных метров дорожного покрытия. В целом, в этом году на капитальный ремонт, строительство, реконструкцию и модернизацию местных автомобильных дорог общего пользования из областного бюджета будет направлено 100 миллионов рублей. Еще 54 миллиона рублей - из городского и 40 миллионов рублей - из федерального.
Однако даже если в 2010 году средства поступят в полном объеме, это не решит проблему кардинальным образом. Как объяснили в администрации Волгограда, в городском бюджете не хватает денег на ремонт дорог, потому что весь транспортный налог, который собирается в Волгограде, идет в областной бюджет, муниципалитет не получает из этих денег ни копейки. В большинстве соседних регионов принята другая практика. На сегодняшний день в Саратовской области 25 процентов отчислений по транспортному налогу остаются в бюджете городского округа, в Астраханской и Ростовской области - по 50 процентов, в Воронежской области, Краснодарском, Ставропольском крае - по 100 процентов. Волгоград на этом фоне смотрится исключением.
Депутаты Волгоградской городской Думы внесли законопроект о "расщеплении" транспортного налога на рассмотрение регионального парламента. Но нет гарантии, что он будет одобрен.
- Я лично не вижу смысла "расщеплять" транспортный налог, - говорит председатель комитета Волгоградской областной Думы по экономической политике Владимир Ефимов. - Деньги, что получает бюджет от транспортного налога, все равно несопоставимы с теми суммами, которые необходимы на приведение дорог в порядок.
Иной точки зрения придерживается заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Волгоградской областной Думы Дмитрий Лунев:
- Считаю, что "расщепление" необходимо. Это не только гарантированное финансирование дорожной сферы муниципальных образований, но и стимул к повышению собираемости налога.
Пока законодатели спорят, как разделить налог, рядовым автомобилистам только и остается, что фотографировать ямы на дорогах и уповать на помощь прокуратуры.
Впрочем, волгоградским автолюбителям на этот раз повезло. Мэрия к ним прислушалась. И долгожданный ремонт дорог в Волгограде все же начался. Коммунальщики латают дыры по всему городу, но особенно заметны их "старания" на главных волгоградских магистралях.
Операция "Дырка"
Автомобилисты приморской столицы решили взять на себя функции специальных служб и самостоятельно начать ремонт городских дорог, состояние которых иначе как словом "ужасающее" обозначить сложно. Ямы, колдобины, развалившиеся бордюры - такую картину можно увидеть в любом районе приморской столицы.
Облачившиеся в оранжевые жилеты автомобилисты отремонтировали участок дороги на одной из самых оживленных городских магистралей.
Участники акции собирали и средства "на ремонт дорог". После чего в мэрии Владивостока сообщили, что в городе начнется настоящий ремонт.
Всего на аварийно-восстановительный ремонт дорог Владивостока в 2010 году из городского бюджета планируется выделить 45 миллионов рублей. В мэрии признают, что качество дорог города далеко от идеала, отмечая при этом, что денег для приведения в порядок проезжей части катастрофически не хватает. Нужны десятки миллиардов рублей, которых в бюджете города нет.
Плакатом по чиновникам
Пермские автомобилисты начали сбор денег на аренду рекламных баннеров. На них будет размещена информация об отвратительном состоянии местных дорог. Баннеры планируется разместить на рекламных конструкциях поблизости от крупных городских магистралей. Сейчас организаторы проводят сбор средств от всех желающих на аренду рекламных конструкций и подготовку макетов рекламных баннеров.
- Отчеты о финансовых поступлениях публикуются на форуме в Интернете, где проходит обсуждение этой затеи, - пояснил один из организаторов акции Дмитрий Жебелев. - Любой автолюбитель может оказать не только материальную, но и информационную помощь, распространив сведения об акции среди своих знакомых и прикрепив на свою машину листовку.
По словам организаторов акции, сейчас важно обратить внимание гостей города, местных автомобилистов и ответственных должностных лиц на то, какую опасность могут представлять многочисленные дорожные дефекты. В частности, по официальной статистике ГИБДД, в минувшем году в Пермском крае из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог произошло 973 аварии, в которых 130 человек погибли и 1218 получили ранения. За первые два месяца этого года по той же причине уже случилось 175 ДТП, пострадали 230 человек и 23 - погибли.
Ударим автопробегом
Автомобилистам Тольятти запретили акцию протеста, запланированную на воскресенье 18 апреля. Водители хотели проехать на своих машинах по городу с транспарантами "Платим налоги - где хорошие дороги?" и раздать брошюры с рекомендациями, как добиться компенсации за ущерб.
Изначально акция планировалась на 100 автомобилях, однако мэрия ответила на первое уведомление отказом с формулировкой, что "такой формы публичной акции, как автопробег, не существует". На повторную заявку (анонсировалось 40 машин и демонстрация) администрация города также ответила отказом из-за несоблюдения сроков.
Один из организаторов несостоявшегося автопробега, представитель комитета по защите прав автомобилистов в Самарской области Сергей Слюсарев заверил "РГ", что тольяттинцы все же проведут акцию протеста:
- Если мэрия считает, что такой публичной акции, как автопробег, не существует, значит и уведомлять о ней никого не надо. Будем проводить так. По городу ездить невозможно, все в ямах, асфальт местами сняли еще несколько недель назад, до сих пор никакой работы не ведется. Ограждений и знаков у ям нет, так что в суде водителям приходится доказывать, что водитель не нарушал ПДД, а дорожники виноваты.
В Самаре же водители провели акцию в стиле флэш-моб. Несколько десятков машин одномоментно собрались у здания городской администрации. Они были щедро заляпаны уличной грязью, по которой водители вывели лозунги, призывающие чиновников обратить внимание на содержание дорожной сети.