Высший суд страны вынес решение по дискуссии вокруг части 1 и 3 статьи 392 Трудового кодекса. Эта статья устанавливает сроки обращения работников в суд за разрешением индивидуального трудового спора. А дискуссия велась о том, можно ли продлить такие сроки, если они, как считают работники, пропущены по уважительной причине.
Поводом стали обращения в Конституционный суд работников, которые считали, что их права нарушены.
Одним из них был младший инспектор охраны исправительной колонии А. Рубцов. Отслужив шесть лет, он был уволен в марте 2008 года "по выслуге срока службы, дающей право на пенсию". За годы службы ему нередко случалось допоздна задерживаться в колонии. Но положенных за сверхурочный труд дополнительных выплат он не получал. Не желая ссориться с начальством, молчал. Надеялся, что придет время и он получит всю денежную компенсацию. Однако и при увольнении ничего не получил.
И тогда подал иск в суд, полагая взыскать со своего бывшего начальства сверхурочные на общую сумму 138 746 рублей 69 копеек. Потребовал также и компенсацию за моральный ущерб - 20 тысяч рублей. Но на судебном заседании представители колонии иск не признали, сославшись на срок давности. Ведь в части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ четко сказано: на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора у работника есть три месяца.
Облученский райсуд Еврейской автономной области, куда обращался с иском бывший инспектор охраны, пришел к выводу, что права заявителя тем не менее необоснованно ограничены. Поэтому приостановил производство по делу и направил запрос в Конституционный суд РФ о конституционности положения 392-й статьи Трудового кодекса. Как оказалось, подобного рода обращений в КС РФ не один десяток. Проблема коснулась в последние годы многих россиян из разных концов страны.
Разъяснить ее "Российская газета" попросила начальника Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты КС РФ, доктора юридических наук Алию Нуртдинову.
Российская газета: Алия Фаварисовна, уточните, пожалуйста, какие сроки обращений граждан в суд по трудовым спорам?
Алия Нуртдинова: Они названы в статье 392-й Трудового кодекса РФ: три месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. И один месяц по спорам об увольнениях - с момента ознакомления работника с приказом либо со дня выдачи ему трудовой книжки.
РГ: Младший инспектор Рубцов и другие люди хотят, чтобы времени на разрешение трудовых споров было дано больше?
Нуртдинова: Многие не укладываются в трехмесячный срок. Одни - из-за нежелания портить отношения с начальством, другие жалуются куда угодно, в правовую инспекцию труда, например, но только не в суд. Третьи ведут долгие переговоры с работодателем. Охраннику Рубцову сверхурочную работу не оплачивали с 2002 года, и он знал об этом. Но обратился в суд только в 2008 году, когда уволился.
РГ: В конечном счете он выиграл свое дело или нет?
Нуртдинова: Не мог выиграть, так как все сроки прошли. Мы в Конституционном суде досконально изучали это дело, как и другие подобные ему. Пришли к выводу, что ничего нарушающего конституционное право работника на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в норме 392-й статьи Трудового кодекса РФ нет. Люди, которые к нам обращаются, ставят вопрос так: "Надо установить общеисковой срок давности обращения в суд - 3 года". Или такой же, как для работодателя при рассмотрении дел о материальной ответственности - один год.
РГ: В этом есть резон - пока-то пройдут все инспекции, инстанции, соберут нужные документы!..
Нуртдинова: Не соглашусь. Такими сроками, как сейчас, государство побуждает работников к защите их трудовых прав. Стремится быстро и эффективно восстановить нарушенные права. Ведь трудовые отношения очень динамичны и носят в определенной степени личностный характер. За 3 года многое может измениться. Документы, например, могут быть утрачены. Или уволятся те, кто мог бы подтвердить факты, - свидетели. Кроме того, законодатель, устанавливая именно такие сроки, учитывал и интерес работодателя, у которого должна быть определенность. Если уволенный им работник сможет в течение 3 лет оспорить решение в суде, то как ему быть - брать на освободившееся место другого человека или ждать?
РГ: Ни один из обратившихся к вам с претензиями на сроки обращения в суд работников не получил позитивного определения?
Нуртдинова: Да, все определения отказные. По мнению Конституционного суда, сроки, установленные Трудовым кодексом, не могут рассматриваться как нарушающие права работников.