Автомобильный рынок начинает получать в полном объеме самую мощную поддержку - кредиты
Автомобильный рынок начинает получать в полном объеме самую мощную поддержку - кредиты. Возращаются к прежним условиям авто кредитования банки, продолжает работать государственная программа льготного автокредитования, не сворачивают субсидирование ставок автоконцерны.
Не секрет, что именно сворачивание банковского кредитования стало одной из основных причин такого глубокого и продолжительного кризиса нашего авторынка, поскольку раньше в кредит продавалось около 50% машин. Сейчас, по признанию экспертов, доля авто, продаваемых в кредит в целом по стране, - от 20% до 40% (в Москве и Подмосковье она в среднем составляет 20-25%, в регионах - 30-40%).
Самое главное - банки наконец-то ощутимо снижают ставки по автокредитам. "Очевидно, что ставки по автокредитам снижаются и продолжат снижение в ближайшей перспективе, - утверждает зампредправления банка "УРАЛСИБ" Илья Филатов. - Мы ожидаем, что эта тенденция продолжится и к концу года ставки в среднем по рынку снизятся еще на 2-3%". Иван Сысков, начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка, средний уровень ставок по автокредитам сейчас оценивает как 14-17% в рублях и 11-12% - в долларах и евро. "По специальным программам ставки еще ниже. Дальнейшее снижение исключить нельзя. Но, скорее всего, ставки будут снижать банки, заинтересованные в росте клиентской базы в большей степени, чем в получении прибыли", - считает он. По мнению эксперта, банки сейчас стремятся вернуть автокредитам былую привлекательность для заемщиков. "Этому способствует и снижение ставок, и смягчение требований к заемщикам (до недавнего времени многими банками были определены сферы деятельности заемщика, которые считались высокорисковыми, например, - строительные компании, ритейл, финансовые институты и др. - теперь такие ограничения сняты), а также появление различных специальных программ, в том числе и с государственным участием, - перечисляет Иван Сысков. - В течение прошлого года значительная часть автокредитов выдавалась за счет специальных программ, которые банки развивают с автодилерами и автопроизводителями, что, собственно, продолжится и в 2010 году. Совместные программы хорошо поддерживают спрос на автомобили и в значительной степени формируют структуру рынка автокредитования".
Большинство банков в данный момент начинают пересматривать требования по пакету документов, который должен предоставить заемщик. Многие отказались от справки 2 НДФЛ и принимают для вынесения решения справку в свободной форме. "На рынке автокредитования сейчас происходит явное оживление - приобрести автомобиль в кредит стало гораздо легче, - подтверждает Илья Филатов. - Банки помимо снижения процентных ставок упрощают требования к заемщикам и снижают минимальный первоначальный взнос по автокредитам до 10-15%. Кроме того, большой популярностью пользуются специальные программы кредитования, реализуемые банками совместно с автопроизводителями, а также государственная программа субсидирования автокредитов и программа утилизации старых машин. В результате появляются весьма выгодные для клиента предложения по покупке автомобиля в кредит".
Оживление банковского кредитования не скажется на программах автоконцернов, которые сейчас дополнительно стимулируют продажи в кредит, разрабатывая специальные ценовые предложения для клиентов. Они подтверждают, что программы сворачивать не будут. И вот по какой причине. "Автопроизводитель точно знает портрет своего потенциального покупателя, поэтому кредитные программы, созданные собственными финансовыми подразделениями автопроизводителей, максимально удовлетворяют потребностям клиентов. Из общего объема продаж в кредит продажи по программе Skoda Credit занимают значительную долю - от 60% до 80% в зависимости от региона", - утверждает глава Skoda Auto Russia Петр Янеба. Причем на наиболее ходовые модели останутся очень привлекательные предложения, вплоть до продаж в рассрочку. Сейчас "под ноль" можно взять кредит на ходовые модели Volkswagen, Renault, Hyundai, Mitsubishi, Peugeot и Skoda.
По данным последнего исследования структуры автопарка, проведенного аналитическим агентством "Автостат" в марте текущего года, средний возраст легковых автомобилей России составляет 12,9 года. Аналитики констатируют, что за последний год российский автопарк постарел почти на год. По расчетам агентства, в начале 2009 года аналогичный показатель едва превышал отметку в 12 лет. "Объясняется это тем, что в прошлом году продажи новых автомобилей сократились примерно вдвое, причем почти половина из них была 2008 года выпуска. При этом структура российского парка такова, что более половины машин (51%) находятся в возрасте старше 10 лет, а почти четверть парка (23%) - вообще старше 20 лет от роду", - говорит директор агентства "Автостат" Сергей Целиков.
Если смотреть возрастную структуру парка в региональном разрезе, то четко видно, что наиболее "пожилой" парк сосредоточен на Дальнем Востоке (17,7 года) и в Сибири (15,2 года). И в эту же "компанию" попадает Калининградская область, где средний возраст машин составляет 19 лет. Самый же высокий показатель наблюдается на Сахалине (19,1 года). Близки к этой отметке показатели в Еврейской АО (18,9 года), на Камчатке (18,8 года), а также в Магаданской (18,6 года) и Амурской (18,2 года) областях. При этом почти во всех регионах Дальнего Востока более 40 процентов парка приходится на машины в возрасте свыше 20 лет.
Из регионов Европейской части России самый старый парк в Тверской области, где средний возраст легкового автотранспорта составляет 17,2 года. В Воронежской и Псковской областях средний возраст автомобилей составляет почти 16 лет. Примерно такой же возрастной уровень (15-16 лет) фиксируется в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгее и Орловской области.
Если говорить о наиболее молодом парке, то здесь в лидерах Татарстан (9,1 года), Пермский край (9,3 года) и Москва (9,8 года) - это фактически европейский уровень показателей возрастной структуры. А вот Санкт-Петербург со средним возрастом автомобилей в 11,3 года наряду с Чувашией и Башкортостаном в рейтинге поделили с 10-го по 12-е места. Помимо уже указанных выше регионов Северную столицу обходят Самарская область (10 лет), Удмуртия (10,2 года), Тюменская (10,3 года), Московская (10,4 года), Свердловская (10,8 года) и Вологодская (11 лет) области.
кстати