Минпромторг готовит продолжение программы по утилизации старых автомобилей

Итог первого месяца работы программы - 54 977 оформленных свидетельств об утилизации старых авто, 15 678 купленных автомобилей и более ста тысяч заявок только у АвтоВАЗа. Лидеры по продажам - автомобили "Лада", которых куплено с помощью ваучера более 12,5 тыс.

Следом в рейтинге популярности - машины "УАЗ" (куплено 718 авто), Renault (588), Ford (479), Chevrolet (323), Chevrolet Niva (230), "ГАЗ" (198), Fiat (195). Если и дальше сдача машин в утиль пойдет такими темпами (выписки свидетельств дилерами по 2,5 тыс. в день и ежедневные продажи по 400-600 авто), то, по мнению минпромторга, выделенных на программу 11 млрд рублей хватит до середины лета. Напомним, программа действует до 1 ноября, и она предусматривает утилизацию 200 тыс. машин. Огромная популярность программы, с которой уже сейчас не справляется ни АвтоВАЗ, ни дилеры, породила массу проблем, о которых рассказывают наши корреспонденты в регионах.

Так, в Новосибирске сейчас едва успевают принять всех желающих три пункта по утилизации автомобилей. Директор одного из таких предприятий "АвтоРециклинг" Ольга Вергилес сообщила, что с 24 марта по 15 апреля здесь приняли на утилизацию 53 старых авто. По словам менеджера "УАЗ-центра" Ольги Королевой, новосибирцы, как правило, сдают в утиль "Жигули", "УАЗы", "Москвичи" и "Волги" 70-90-х годов выпуска. А взамен многие желают получить "УАЗ-патриот", микроавтобусы марки "УАЗ-220 695" и продукцию АвтоВАЗа. Несколько человек собираются купить по одной Toyota, Renault, Chevrolet и Opel.

Но, даже имея на руках готовый документ, еще не факт, что можно быстро стать хозяином новенькой машины. По словам руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергея Семки, два новосибирских дилера АвтоВАЗа - "Новосибирск-Лада" и "Автоцентр" - получили более 1500 заявок на утилизацию старых автомобилей в обмен на государственную поддержку при покупке нового. В свою очередь, по словам Натальи Ждановой, генерального директора "СЛК-моторс" - крупнейшего новосибирского дилера марок Toyota, Ford, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Audi, Volvo, - к ним в компанию пока обратились 370 клиентов. Самый востребованный автомобиль из этого ряда Ford Focus Limited Edition.

Как быстро будет освоен этот рынок - вопрос не одного года. Так как, по данным "Автостата", на начало 2010 года в Новосибирской области было зарегистрировано 628 800 легковых автомобилей. Средний возраст новосибирских автомобилей 14,8 года. Причем более 30 процентов машин старше 10 лет, еще 27 процентов старше 20 лет.

В Волгоградской области программа по утилизации авто тоже идет с пробуксовкой из-за большого наплыва желающих получить новые авто. "Мы отправили на переработку около 400 машин и столько же выдали новых. Всего же обработано более 1100 заявок, и еще полторы тысячи желающих ожидают решения своего вопроса. Более того, каждый день мы принимаем по полтора-два десятка новых звонков", - рассказал "РГ" Петр Потапов, директор одной из компаний-дилеров.

В другой компании похожая ситуация. Здесь корреспонденту "РГ" сообщили, что обратились с заявлением заменить машину 1100 человек, реализовано же только 120 сертификатов, а на переработку отправлено всего 60 машин.

Остальные владельцы еще не оформили снятие машин с учета в МРЭО. Немало и таких, кто долго не может принять решение, - какую машину взять. Есть и те, кто тянет с оплатой, не может собрать нужное количество денег.

Аналитики главной причиной образовавшихся очередей в получении новых машин называют отсутствие необходимого количества новых автомобилей. На АвтоВАЗе, похоже, не ожидали такого ажиотажного спроса на свою продукцию и теперь за ним не поспевают. "Основной рост автомобильной техники в этом году обеспечат легковые автомобили, и пальма первенства здесь принадлежит АвтоВАЗу, которому проваливаться уже некуда. По нашим прогнозам, в этом году автозавод выпустит 450 тысяч автомобилей", - прокомментировал ситуацию первый заместитель Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ Александр Ковригин. Сами же дилеры говорят, что и сейчас работают практически круглосуточно и без выходных и готовы расширять персонал, если будет такая потребность.

Особняком среди других регионов стоит Нижегородская область, где, в отличие от других регионов страны, еще с августа прошлого года действует своя программа обмена старых автомобилей на новые. По ней за автохлам владельцы могли получить 50 тысяч рублей при условии, что купят машину местного производства. Однако за полгода дилерам удалось продать лишь 93 автомобиля. Со вступлением в силу федеральной программы ситуация резко изменилась. Во-первых, автовладельцы, желающие принять участие сразу в двух программах и приобрести машины "ГАЗа", смогли получить скидку в 100 тысяч рублей. Во-вторых, с 1 апреля областные власти увеличили размер региональной премии вдвое, и теперь максимальная льгота для владельцев автохлама выросла уже до 150 тысяч рублей.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в региональном министерстве промышленности, хотя с 1 марта по 15 апреля было выдано 1263 утилизационных свидетельства, причем 85 процентов из которых - по совмещенной программе, фактически было продано 545 автомобилей, львиная доля из которых приходится на легкие коммерческие грузовики "ГАЗели". В регионе главной проблемой считают отсутствие на складах у дилеров легковых автомобилей Volga Siber, на которые поступило очень много заявок. По данным "РГ", сейчас автогигант рассматривает возможность заказа дополнительных автокомплектов. Речь идет о нескольких сотнях автомобилей.

Еще одним явным недостатком программы автопроизводители называют недостаточное число дилеров (сегодня в рамках программы работают 116 дилеров в 55 регионах). "Пункты утилизации старых автомобилей есть не во всех городах России. Некоторые дилеры вынуждены возить старые автомобили на утилизацию в соседние города, что, в свою очередь, требует дополнительных затрат, - отмечает глава Skoda Auto Russia Петр Янеба. - Однако стоит отметить, что постепенно количество пунктов по приему в утилизацию увеличивается, и со временем эта проблема решится".

Ажиотаж с получением новеньких авто уже привел к тому, что уже появились случаи завышения в регионах стоимости таких машин. Как написал в "РГ" один из наших постоянных читателей, дилеры, работающие по этой программе, начали потихоньку поднимать цены на машины. Так, за неделю ожидания "Приора" выросла в цене на 13 тысяч рублей, причем комплектация осталась прежней, а "Логан" подорожал на 30 тысяч.

Будет ли дальше программа утилизации продолжена, пока не известно. Сначала надо подвести итоги, считают чиновники. Правда, в минпромторге признались, что готовят концепцию утилизации автомобилей. Скорее всего, в том или ином виде программа будет продолжена. Ведь парк старых авто в России - не 200 тысяч, а 15 млн машин.