25.04.2010 23:20
    Поделиться

    Первая в Омске Служба извинений помогает сибирякам наладить отношения в семье и на работе

    Оказывается, большинство людей с трудом признают собственные ошибки, а уж просить за них прощение - целая проблема. Между тем потребность избавиться от груза вины существует у многих. Помочь в этом - задача первой в Омске Службы извинений. Корреспондент "РГ" помогала горожанам пойти на мировую.

    Рабочий день здесь начинается в 9 утра. И - сразу первый посетитель. Мужчина средних лет снимает пальто и озабоченно смотрит на часы. Судя по всему, времени у него в обрез. Оказывается, Михаил Иванович руководит омской строительной организацией.

    - Я разругался с подрядчиком, - поясняет он цель своего визита. - Погорячился и потерял нужного человека. Идти с повинной самому статус не позволяет. Да и времени - в обрез. Друзья посоветовали обратиться к вам.

    Специалисты переключают внимание на посетителя. А на столе диспетчера звонит телефон:

    - У нас затянувшийся конфликт на работе. Что делать, ума не приложу, - слышится в трубке взволнованный голос. Диспетчер успокаивает абонента и приглашает пообщаться со специалистами.

    - Деловые люди нередко к нам обращаются, - поясняет руководитель Службы извинений Вера Леонтьева. - Не так давно начальник одной из омских фирм прилюдно оскорбил бухгалтера. А потом оказалось, что его несдержанность стала причиной натянутых отношений в коллективе. Пришлось восстанавливать микроклимат.

    Мне дают номер телефона, и я звоню пострадавшей стороне, чтобы узнать подробности.

    - Я очень обиделась на шефа, тем более что он был неправ, - призналась Татьяна. - Три недели все из рук валилось. А тут как-то в выходной зазвонил домофон. Женский голос сообщил, что пришли от имени начальника просить прощения. Я никак не ожидала такого поворота. Мне вручили письмо с такими трогательными и теплыми словами, что я едва не расплакалась. Да еще букет моих любимых хризантем. И меня сразу отпустило. Сейчас смотрю на шефа совершенно другими глазами. Человек, способный признать ошибку, достоин большого уважения.

    Заняться новым видом психологической помощи омичей заставил кризис.

    - Все большее число людей боятся потерять работу или вовсе остаются без нее, терпят финансовые потери, теряют уверенность, - говорит Вера Леонтьева. - И вымещают негативные эмоции на домочадцах и коллегах. В последнее время даже появился своеобразный термин "офисный синдром". Это как раз про ссоры, склоки и агрессивное поведение на работе. Надо же с этим что-то делать...

    Прежде чем пуститься в "плавание" по океану конфликтов, омичи изучили опыт соседних регионов. Оказывается, похожие службы не так давно появились на Украине и в Казахстане и постепенно завоевывают популярность. Теперь новый психологический эксперимент идет и в сибирском городе.

    - Как правило, испортив отношения с боссом или домочадцами, человек об этом жалеет, - делится опытом психолог Наталья Швирст. - А на первый шаг, особенно когда страсти накалены, не решается. Но готов это сделать с чьей-либо помощью. Вот мы ее и оказываем.

    Недавно в Службу позвонила жительница Барнаула. Ее ближайшие родственники не общаются уже несколько лет. "Кошка" пробежала между ними после нечаянно оброненной грубой фразы во время телефонного разговора. Близкие люди так не сумели их помирить. А вот специалистам эта задача оказалась по плечу. Оказывается, можно "разрулить" самую сложную ситуацию, даже когда в основе конфликта лежит неподеленное наследство. Это тот самый случай, когда со стороны виднее.

    За месяц работы службы извинений уже помирились четыре десятка омичей.

    - Подавляющее большинство обратившихся к нам - мужчины, - говорит секретарь-диспетчер Анастасия Бернада. - 20 процентов выразили желание с помощью "посредника наладить отношения с деловыми партнерами, 80 процентов - с женой или любимым человеком.

    Явиться к обиженной избраннице в облике рыцаря, по мнению психологов, - беспроигрышный способ получить прощение. Звоню героине необычного спектакля.

    - Мы поссорились из-за какой-то ерунды, - рассказывает Настя. - Я переживала страшно, а сделать первый шаг гордость не позволяла. И тут звонок: "Здравствуйте! Извинения от Андрея принимать будете?" Выбежала на улицу. Сначала увидела плакаты, на которых огромными буквами было написано "Прости меня!". А потом появился Андрей. На белом коне! Я просто дар речи потеряла и сразу забыла все обиды...

    По словам специалистов, способов помирить враждующие стороны немало: письменное послание, телефонный звонок, музыкальное радиопоздравление, "неожиданная" встреча, подарки и даже серенады под окном. На днях именно таким способом воссоединили находящихся в стадии развода супругов.

    - С каждой ситуацией мы работаем индивидуально. 100-процентного результата не обещаем, но пока клиенты довольны, - говорит Наталья Швирст. - Люди, у которых просят прощения, хорошо реагируют на наши совместные усилия, начинают улыбаться и забывают обиду. Создается ощущение, что они только и ждут, когда к ним обратятся со словами: "Извинения принимаете?"

    В планах Службы извинений - наладить контакт с омскими предприятиями, в том числе и коммунальными. Именно в ЖКХ, по наблюдениям специалистов, сегодня происходит наибольшее число конфликтов.

    Поделиться