27.04.2010 00:30

Весна - пора сборки

На большинстве сборочных предприятий ожидается рост производства

За январь-февраль этого года, по данным консалтинговой компании АСМ-холдинг, российское производство автомобильной техники выросло, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 58,1% до 114 680 единиц. Столь высокий темп прироста, по мнению аналитиков компании, обеспечило серьезное увеличение выпуска легковых автомобилей, выросшего на 65,0% до 101 557 единиц с начала года.

По всей видимости, отечественный автопром начинает постепенно оживать. Прошлый год для отрасли стал самым провальным для отечественных автопроизводителей. Многие эксперты 2009 год назвали также беспрецедентным по падению автопрома. По данным маркетингового отчета, подготовленного аналитическим агентством "Автостат", по итогам 2009 года общий объем производства автомобильной техники в России снизился на 59,8% и составил 722,4 тысячи единиц. Это самая низкая цифра производства автомобилей за последние 38 лет. Меньшее количество автомобильной техники собиралось на предприятиях СССР лишь до 1972 года, когда на проектную мощность начал выходить Волжский автозавод.

Главные ставки - на легковые

Основным видом продукции отечественного автопрома остаются легковые автомобили. По данным Автостата, на них в 2009 году приходилось более 82,5% от общего объема производства. Однако это почти на 60% меньше результата 2008 года.

По последнему исследованию, проведенному АСМ-холдинг, у отечественных легковых автомобилей снижение составило 63,9%. Объем выпуска в России легковушек иностранных моделей сократился в целом на 52,7%, а на предприятиях, работающих по схеме промышленной сборки, - на 46,8%.

Калужский завод Volkswagen - одно из немногих российских предприятий, не останавливающий контейнер из-за падения продаж. Как следствие - выпуск авто в Калуге по итогам прошлого года хотя и снизился на 23%, тем не менее показал наименьшее падение среди производителей иномарок.

Единственное отечественное предприятие, которое сумела увеличить свое присутствие на рынке - УАЗ (2,5%).

По прогнозу консалтинговой компании, производство легковых автомобилей в 2010 году составит 800 тысяч штук, с ростом на 34,0%, в том числе: отечественные автомобили 450 тысяч штук (+42,0%), иностранные модели 350 тысяч штук (+25,0%), из них промышленная сборка 250 тысяч штук (+30,0%).

Только КамАЗ в плюсе

В прошлом году, по оценке Автостата, в России было произведено немногим более 91 тысячи коммерческих автомобилей, что на 64,5% ниже итогов 2008 года. Производство по-прежнему поделено между тремя основными предприятиями, на которых выпускается почти 80% машин.

По данным экспертов, выпуск грузовиков в начале этого года сократился на 47,4%.

Прогноз производства грузовых автомобилей на 2010 год, по оценке АСМ-холдинг, составляет 100 тысяч штук (рост на 9,4%). Отечественные автомобили 90 тысяч штук (рост на 7,2%). Иностранные модели 10 тысяч штук (рост на 35,1%).

Продажи грузовых автомобилей в России в 2010 году, по оценке АСМ-холдинга, составят в целом 130 тысяч шт. (2009 год - 119,6 тыс. шт.), рост на 8,7%.

Продажи отечественных грузовиков в 2010 году составят 80 тысяч штук, (2009 году - 75,8 тыс. штук) рост на 5,6%. В 2009 году продажи иностранных моделей снизились более чем в 5 раз. Особенно резко упали продажи импортных новых автомобилей, более чем в 7,4 раза. (За 2008 год было продано 149,91 тыс. шт., 2009 год - 20,26 тыс. шт.)

Также серьезно сократился рынок продаж подержанных автомобилей: 2009 год - 62,99 тысячи штук, 2008 год - 16,21 тысячи штук.

Продажи новых иностранных автомобилей, собираемых в России, в прошлом году снизились почти в два раза.

Продажи иностранных моделей, по оценке АСМ-холдинга, в следующем году составят всего 50 тысяч штук (2009 год - 43,8 тыс. штук), рост на 14,2%, в том числе производимые в России 10 тыс. шт. (2009 год - 7,35 тыс. штук), рост на 36%.

Больше всех автобусов - у ГАЗа

Говоря о производстве автобусов, нужно отметить, что снижение их выпуска началось еще в 2008 году, а в прошлом году их производство упало почти в два раза. Причем примерно на столько же, по данным АСМ-холдинга, снизилось производство отечественных автобусов, а иностранных моделей, напротив, выросло на 4,6%. В прошлом году снижение произошло и в выпуске микроавтобусов - в 1,7 раза.

По прогнозу консалтинговой компании на 2010 год производство автобусов составит 39 тысяч штук, что составляет 10,5%, при этом отечественные модели вырастут на 10,5%, а иностранные - на 10,2%.

компетентно

Александр Ковригин, первый заместитель председателя Комитета по предпринимательству в автомобильной сфере ТПП РФ:

- Основной рост автомобильной техники в этом году обеспечат легковые автомобили. Здесь пальма первенства за ВАЗом, которому проваливаться уже некуда. По нашим прогнозам, в этом году автозавод выпустит 450 тысяч автомобилей. Во многом этому будет способствовать программа утилизации авто, ведь наш автолюбитель за предлагаемую компенсацию в основном предпочитает брать автомобиль отечественных марок. По итогам года ожидается рост производства и на КамАЗе. Это связано как с поддержкой государства, так и общим оживлением рынка грузовых автомобилей в строительной отрасли. Считаю, что удачным вариантом может стать совместное предприятие с корейцами. Так как корейские автомобили, учитывая нашу покупательную способность, будут востребованы на нашем рынке в обозримом будущем. В целом отечественный рынок автомобилестроения будет восстанавливаться, хотя и не так быстро, как прогнозируют некоторые эксперты. По нашим данным, легковых автомобилей по итогам 2010 года будет продано на 100 тысяч больше, чем в прошлом году.