12.05.2010 23:26
    Поделиться

    Многие сельские ветераны на Ярославщине останутся жить в старых домах

    Местные власти отчитываются: ветераны войны, вставшие в очередь на жилье до 1 марта 2005 года, получили новые квартиры к юбилею Победы.

    Программа переселения стариков из ветхих домишек будет продолжена. Но есть и те, чьи шансы получить приемлемое жилье близки к нулю.

    Не износились

    Дом бывшей зенитчицы, а ныне почти слепой пенсионерки Антонины Мурашовой из села Коза Первомайского района одряхлел меньше положенного "норматива", требуемого для получения нового жилья, всего на один процент.

    А значит, прожить остаток дней в собственной квартире с теплыми водой и туалетом ей не доведется.

    - Все ходят, смотрят, лазают везде, уж сколько раз приезжали! - сокрушается старушка, вздыхая и обхватывая голову руками. - Все чего-то считают, думают.

    После выхода указа президента об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны в домик Антонины Васильевны с красной звездочкой на бревенчатой стене, действительно, зачастили гости. Сначала прибыла муниципальная межведомственная комиссия, объехавшая всех ветеранов района и предварительно оценившая их жилищные условия. Потом сотрудники БТИ. Потом снова комиссия…

    Старый домик, для которого супруги Мурашовы тридцать лет назад стали третьими хозяевами, как и большинство других ветеранских домов в Первомайском районе к моменту выхода президентского указа оказались… беспаспортными. Колхозы и совхозы в свое время передавали их в собственность, не утруждаясь оформлением необходимых документов. Все "бумажки" заменяла запись в похозяйственной книге.

    Однако, чтобы встать в ветеранскую очередь на улучшение жилищных условий, этой записи оказалось мало. Нужен был технический паспорт строения, на основании которого определяется его износ.
    Что делать? Районная администрация, прикинув, какие дома могут быть признаны ветхими, попросила их хозяев оформить эти самые техпаспорта. Сотрудников местного БТИ возили по деревням на транспорте районной и поселковых администраций, они осматривали фундаменты, щупали стены, считали дыры и щели… Старикам оставалось лишь заплатить деньги - в среднем 2500 рублей.
    Заплатили, предвкушая будущее новоселье, но итог паспортизации для некоторых оказался удручающим: части домов специалисты из БТИ поставили 64 процента износа, части - 62 - 63. Есть даже такие, которым поставлено 65. А надо - больше 65…

    Среди таких "не подходящих" по жилищным условиям оказалась и зенитчица Шагина (по мужу - Мурашова), закончившая войну в 60 километрах от Берлина. Сегодня к ней и ее мужу Владимиру Кирилловичу пару раз в неделю приходит социальный работник - наносить воды, дров, помочь по хозяйству. Одежду увозят стирать живущие в Ярославле внук и внучка. Они же регулярно привозят продукты, помогают по хозяйству. Но из Ярославля до Козы ежедневно не наездишься - четыре часа на автобусе.

    Если бы не отремонтировали Мурашовы когда-то крышу на своей избушке да не обили стены изнутри деревоплитой, сейчас бы вообще жили, как на улице. Но зато уж точно их дом имел бы "проходной" процент износа.

    Топить лучше надо

    Как сообщили в районной администрации, предварительный список ветеранов, имеющих право на улучшение жилищных условий, состоял здесь из 54 фамилий. После оформления техпаспортов фамилий в нем осталось - 45. А это значит, что условия, в которых живут девять вычеркнутых ветеранов, - тоже отвратительные, но ни новых квартир, ни денег они не получат из-за нехватки одного-двух "дряхлых" процентов.

    - В доме одной нашей старушки зимой на полу вода в ведре замерзает, - рассказывает глава Кукобойского сельского поселения Елена Чистобородова. - А ее дому 55 процентов износа поставили и сказали, что просто топить лучше надо…

    Всегда ли верны расчеты сотрудников БТИ?

    - Думаю, что техническая экспертиза не всегда объективна, - говорит заместитель главы администрации Первомайского муниципального района по социальной политике Юрий Кудрявцев. - Ее ведь тоже люди проводят. Они говорят, что делают все по инструкции, в соответствии с формулами. Но иногда я с ними просто не могу согласиться.

    Не согласился с ними и внук бывшей зенитчицы из села Коза Евгений Хандин, обнаружив в техпаспорте явные ошибки. Например, там написано, что дом целиком опоясывает кирпичный фундамент, а на самом деле эта кладка есть лишь под небольшим участком дома, под его "красным" углом. Даже неспециалистам понятно, что ошибка существенная и на оценку состояния строения может повлиять серьезно.

    Дыры залатают

    Сотрудники районных и поселенческих администраций признаются: в сельской местности процесс учета ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проходит подчас болезненно, нервно и трудно. Ведь нередко бывает так: человек всю жизнь вкладывал в свой дом силы и средства, поддерживая его крепость, а другой "гвоздя не вбил", и теперь он имеет право на новое жилье, а хороший хозяин - нет, потому что дом у него ветхим не признан.

    А главное, не понимают люди, почему отсутствие в доме элементарных удобств не является условием для включения ветерана в заветный список.

    Если у муниципальной власти есть возможности, самым немощным из тех, чей дом не одряхлел до "нормы", предоставят социальное жилье. Единственное, что "светит" тем, в чьих районах нет свободного соцжилья, а таковых большинство, - помощь в ремонте дома. В среднем по Ярославской области районные бюджеты способны выделить около 10 тысяч рублей на одну ветеранскую квартиру-дом. В некоторых районах и вовсе говорят о трех тысячах - больше не могут. В областной казне на эти цели предусмотрено 400 миллионов рублей - примерно по 35 тысяч на одного ветерана.

    Миллион для внука

    В выполнении задачи-минимум все районы области отчитались: ветераны, вставшие в очередь до 1 марта 2005 года, квартирами обеспечены. Сегодня утрясаются списки тех, кто может претендовать на улучшение жилищных условий после этого времени. И надо признаться: во многих муниципальных районах из-за отсутствия жилья ветеранов склоняют к более простому, но менее оптимальному для них варианту - получению единовременной денежной выплаты (1083600 рублей).

    Часто "подвигают" ветеранов к подобному решению и их родственники. В некоторых случаях эти деньги действительно будут потрачены на приобретение ветерану жилья поближе к месту проживания его детей-внуков-племянников или на родственный обмен, после которого ветеран будет жить в лучших условиях, чем сейчас. Но ведь не секрет: указ о жилье для участников войны всколыхнул небывалую волну любви и нежности в сердцах их родственников, до этого годами не навещавших своих стариков.

    Мнение

    Инна Голядкина, глава Первомайского муниципального района:

    - Фактически указ ориентирован на городских ветеранов, а не на наших. Потому что интересы фронтовиков из сельской местности в нем не учтены: их дома надо оценивать не только по степени износа, но и по степени благоустройства, ведь все эти люди немощные, а удобств в домах - никаких. Тогда на улучшение жилищных условий смогут претендовать практически все сельские ветераны.

    Но обеспечивать их лучше именно квартирами, а не единовременными выплатами. Чтобы оказанная государством помощь дошла до адресата, а не была потрачена на нужды его родственников. Ведь сегодня даже с Дальнего Востока родня к нашим ветеранам приезжает! Мы им говорим: "Уважаемые, где же вы раньше были? Оставили стариков в халупах и забыли о них, десятилетиями не ездили". А они: "Это наши внутренние проблемы". Внуки уже такие разговоры ведут: "Я на дедовы деньги машину куплю…" Поэтому необходимо заключать с ветеранами соглашения. Тем, кто подходит под установленные нормативы, мы готовы предоставить благоустроенные квартиры.

    Поделиться