18.05.2010 00:07
Рубрика: ПДД

Штраф без вариантов

Вчера в Госдуму был внесен законопроект, лишающий инспекторов ГАИ права выбора при наказании водителей-нарушителей. Вместо гибких штрафов предлагается установить жесткую шкалу наказаний.

Шаг вправо, шаг влево будет приравниваться к коррупции. Или как минимум вызывать подозрения. Соответствующий законопроект внес вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский.

Напомним, что Кодекс об административных правонарушениях разделяет водительские проступки на три группы. За первую наказать может инспектор прямо на месте. По второй группе решение о наказании может выносить начальник подразделения, а по третьей - только суд. Соответственно, если водитель совершил нарушение, условно говоря, второй или третьей группы, инспектор ГАИ не может выписать штраф прямо на дороге. Ему придется оформлять бумаги и отправлять дальше по инстанциям.

Например, по всем нарушениям, за которые предусмотрено лишение прав, инспектор должен составить протокол, который является только описанием произошедшего и не является юридически обязывающим для водителя документом. Хотя на практике суд поверит скорее протоколу, чем живому слову водителя.

Но если водитель нарушил какую-нибудь не судебную (или точнее сказать - неподсудную?) статью, то гражданин начальник вправе самостоятельно назначить наказание. Иногда прямо на месте. Как правило, в статье закона предусмотрено несколько вариантов кары. Скажем, штраф или предупреждение. Что более подходит к случаю, инспектор должен определить, что называется, на глазок.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что на месте нарушения невозможно учесть в полной мере все обстоятельства, возможны ошибки и перегибы. Кого-то накажут строже, а кого-то предупредят понапрасну.

"Выбор из предложенной законом альтернативы степени тяжести административного наказания осуществляется исключительно на субъективной основе. Это противоречит принципам законности и создает условия для коррупции", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Поэтому предлагается установить фиксированное безальтернативное наказание за совершение административных правонарушений, наказания по которым выносятся милицией. Это, как считают авторы проекта, позволит обеспечить справедливость и объективность и исключит коррупционную составляющую.

В частности, предлагается исключить предупреждение как наказание за превышение скорости с 10 до 20 километров в час, оставив только штраф в размере 100 рублей. А за превышение скорости свыше 60 километров в час предлагается убрать наказание в виде лишения прав и оставить только наказание в виде штрафа, установив его в размере 5 тысяч рублей. За пересечение же железнодорожного пути вне переезда предусмотрен штраф в размере 500 рублей или лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Вместо этой нормы предлагается лишать водительского удостоверения на год.

- Теоретически нормы правильные, но есть нюансы, - пояснил "РГ" один из автомобильных экспертов. - В некоторых ситуациях от альтернативы не уйти. Допустим, предусмотрено наказание за то, что водитель не поставил вовремя машину на учет. Здесь надо разобраться, почему он это сделал. Если у него были уважительные причины - болезнь, длительная командировка - наказание должно быть минимальным. Если человек сознательно игнорировал закон, наказать надо строже. Вряд ли есть смысл наказывать одинаково в обоих случаях.

Им, допустим, одно и то же нарушение совершили два водителя. При этом один нарушает постоянно, а другой попался впервые за несколько лет. Справедливо ли их наказывать одинаково? Поэтому многие эксперты, которых опросили корреспонденты "РГ", скептически оценили судьбу законопроекта.