Сегодня около 50% всех выходов в Интернет выполняется с мобильных телефонов. Согласно данным In-Stat, мобильная широкополосная связь стала второй по распространенности технологией доступа после DSL: на нее приходится 18% всех абонентских широкополосных услуг. Об этом шла речь на международном форуме "Телеком-2010", организованном газетой "Ведомости".
По мнению экспертов, вслед за компаниями фиксированной связи широкополосный доступ быстро осваивают и кабельные операторы. Рынок связи глобализируется, на него активно выходят новые игроки из смежных индустрий с хорошим клиентским опытом: Интернет и IT-компании, производители абонентских устройств и потребительской электроники. Поэтому для повышения конкурентоспособности в меняющихся условиях телеком-операторам нужно предлагать абонентам новые востребованные сервисы. "С учетом мирового опыта в ближайшей перспективе примерно три четверти абонентов (в первую очередь, в Москве и крупных городах) будут использовать и фиксированный, и мобильный доступ и четверть - только мобильный ШПД, - считает генеральный директор "ЭР-Телеком Холдинг" Андрей Семериков. - Рынок ШПД в России будет развиваться аналогично рынку голосовой связи". По его мнению, выиграют борьбу за клиента те комбинированные операторы, которые смогут предложить мобильный доступ в пакете с проводным Интернетом и ТВ по разумной цене, сочетая возможности технологий фиксированной (FTTB) и мобильной связи (3G/4G).
"Пользователи, где бы они ни находились, не желают отрываться от онлайнового мира телекоммуникаций, - говорит президент "КОМСТАР-ОТС" Сергей Приданцев. - Однако на рынке наблюдается множество тенденций, которые подчас конфликтуют. Широкополосный Интернет будет доминировать еще около 5-7 лет. Его доля в эти годы составит около 75%. Однако основным драйвером роста операторского бизнеса будет проводной и беспроводной доступ в Интернет с услугой платного телевидения "на острие" этого развития. При этом будущее - за персональным, интерактивным телевидением".
В целом же, согласно подсчетам минэкономразвития, за прошлый год операторами сотовой связи оказано услуг связи на сумму 1289 млрд рублей. При этом прирост относительно 2008 года составил 2,7%. "На рост объема услуг связи оказали влияние развитие сетей связи и внедрение новых видов услуг - Интернета и платного ТВ, - отмечает ведущий управляющий партнер AC&M-Consulting Михаил Алексеев. - При этом снижение уровня доходов населения и корпоративной активности в условиях финансового кризиса стало фактором, сдерживающим спрос на телекоммуникационные услуги. Сокращение инвестиций в отрасль в 2009 году также усилило сокращение темпов развития".
В 2009 году прирост платного ТВ составил 18%, что незначительно меньше аналогичного показателя за 2008 год (+22%). Основной фактор прироста емкости рынка - повышение абонентской платы. Рост доходов интернет-рынка для частных пользователей сократился в 3 раза (с 76% до 24%), но сегодня этот сегмент демонстрирует наилучшую динамику на рынке. Объем рынка ШПД и телефонии сократился в 2009 году на 15% и 2% соответственно. Однако, согласно независимым рыночным исследованиям, услуги Интернета, платного ТВ и фиксированной связи значатся последними в списке расходов, которые потребители намерены сокращать во время экономического спада. Поэтому, по мнению аналитиков, эти телекоммуникационные сегменты отрасли связи наиболее привлекательны для агрессивного развития компаний до 2016 года. "Первые два сегмента - наиболее динамичные и перспективные, - отмечает первый вице-президент по коммерческой деятельности компании "Транс-ТелеКом" Виталий Котов. - Третий же сегмент наиболее стабилен, и присутствие на нем позволяет компаниям минимизировать уровень конвергенции. Высокая потребность компаний и частных потребителей в современных телекоммуникациях, недостаточно реализованная в регионах, станет драйвером роста в 2010 году".