Интерпол решил привлечь пользователей Глобальной сети к поиску преступников с помощью своего сайта. В качестве эксперимента Интерпол уже разместил информацию о нескольких сотнях особо опасных преступников, разыскиваемых в рамках операции "Международный розыск и арест беглых преступников".
- Замысел неплохой, но как они заставят юзеров ходить туда? Ведь этот сайт не популярная социальная сеть типа facebook, odnoklassniki, vkontakte. И главное, чем они будут мотивировать аудиторию? Идеей "поймать и обезвредить" или каким-то бонусом? - задается вопросом Роман Ромачев, эксперт по экономической разведке. - Нельзя забывать, что найти человека в Сети иногда сложнее, чем иголку в стоге сена, рассуждает эксперт, поскольку Интернет - штука условно анонимная. И преступники вряд ли станут вести активную интернет-жизнь под своими реальными именами.
Если задаться целью искать целенаправленно, как это делают тот же Интерпол и разнообразные спецслужбы мира, то тут применяются совсем другие технологии. По словам Ромачева, существует специальный алгоритм поиска преступников с помощью технологии, применяемой бизнес-разведчиками. Он выглядит так: сначала собирается подробная информация о преступнике. Потом выявляется его ближайшее окружение. Затем ставится на контроль Интернет на факт упоминания в Сети этих лиц.
Кроме того, сейчас можно без проблем осуществлять мониторинг социальных сетей на активность интересующих лиц, подчеркивает бизнес-разведчик. По похожей схеме уже давно работают российские судебные приставы, выискивая должников.
Примерно месяц назад с инициативой привлечь людей к благой цели по обнаружению преступников выступила и российская ФСБ, вспоминает Ромачев. Лубянка даже обещает платить таким осведомителям. Но чем это грозит последним?
- Человек, получивший вознаграждение от ФСБ, должен вернуть в государственную казну 13 процентов подоходного налога. Это значит, что информация об осведомителях будет у налоговых служб, что грозит ее утечкой.
За рубежом эти функции, как правило, выполняют не рядовые граждане, а специалисты по интернет-разведке, которые находятся на контракте у государства.