Необычный иск поступил вчера в Мещанский районный суд столицы. С ним обратилось Общество защиты прав потребителей, потребовавшее от руководства московской подземки понизить температуру в метро, ставшую невыносимой на многих станциях.
Председатель ОЗПП Михаил Аншаков рассказал корреспонденту "РГ":
- Чуть не с самого наступления аномальной жары в Москве к нам стали поступать десятки жалоб горожан на то, что в подземке жарко так, что трудно дышать. 11 июня мы провели проверку, в ходе которой выяснилось, что температура на многих станциях действительно превышает предельно допустимую норму для лета +28 градусов.
О результатах эксперты сообщили руководству метрополитена, но при повторной проверке ровно через месяц обнаружили, что там стало еще горячее в среднем на 3-5 градусов. В частности, на станциях "Сокол" и "Речной вокзал" была зафиксирована температура на уровне +31 градуса, выше +30 - на "Третьяковской", "Водном стадионе", "Павелецкой", станции "Кузьминки" и других.
Какие же меры намерен предпринять метрополитен для того, чтобы облегчить жизнь москвичей, которые сейчас по утрам после часовой поездки в общественном транспорте добираются на работу совершенно обессиленными? Этот вопрос корреспондент "РГ" задала руководителю подземки Дмитрию Гаеву. "Можем разве что солнышко выключить..." - отшутился он. В ответ же на требование правозащитников оснастить поезда системами охлаждения воздуха сказал: "Это все равно что поставить кондиционер на старую "Волгу".
Невозможность локально установить такое оборудование на старом подвижном составе подтвердила и Юлия Шушерова, руководитель отдела по связям с общественностью "Метровагонмаша", чьи поезда в основном и перевозят москвичей в подземке: "Для этого нужно весь вагон загонять на завод и заниматься его модернизацией". Что, кстати, вполне возможно. Еще в 2008 году на предприятии были завершены испытания опытного поезда из 8 вагонов после модернизации, в ходе которой в них была установлена и принудительная вентиляция воздуха. С 2009 года вагоностроители рассчитывали перейти на серийное производство модернизированных вагонов, но заказа от метро, по словам Шушеровой, не получили.
Руководитель же пресс-службы самой подземки Светлана Царева сообщила, что они решают проблему иначе - путем обновления подвижного состава. Правда, больших успехов не достигли: в прошлом году приобрели 55 вагонов нового поколения "Русич" с системой принудительной вентиляции и пустили их по Арбатско-Покровской линии. Еще один такой состав ходит по Кольцевой линии, до конца года купят еще четыре. Это капля в море, особенно если вспомнить, что в обычный рабочий день по линиям Московского метрополитена двигаются 4428 вагонов!
- Тарифы на перевозки в метро растут каждый год, - говорит Михаил Аншаков. - Но обещания метрополитеновцев создать в подземке нормальные человеческие условия остаются пустыми, хотя пассажиры там уже гибнут от жары.
Он напомнил о двух недавних случаях, когда 16 июля из-за жары в метро на "Петровско-Разумовской" плохо почувствовал себя 20-летний парень. Ему вызвали "скорую помощь", но он скончался от острой сердечной недостаточности, не дождавшись врачей. Второй случай произошел час спустя на станции "Павелецкая-кольцевая", где с таким же диагнозом умер 52-летний мужчина. Мириться с этим и дальше, по мнению правозащитника, нельзя. Чтобы защитить пассажиров, Общество защиты прав потребителей и приняло решение обратиться с иском в суд.
Эксперты считают, что если судебный процесс будет независимым и на судей не будет оказываться давление, шанс выиграть его есть, так как вопрос поставлен правильно.