21.07.2010 23:23
    Поделиться

    Госорганы Дальнего Востока переходят на электронный документооборот

    Когда на Дальнем Востоке заработает электронное правительство

    Сейчас в масштабах всей страны вводится новая система предоставления государственных услуг - создаются так называемые электронные правительства. Что это такое? И когда электронное правительство реально заработает в Дальневосточном регионе?

    Ответы на эти вопросы в прямом радиоэфире искали участники программы "Сегодня говорят", подготовленной журналистами филиала "Российской газеты" в Хабаровске и краевой радиостанции "Восток России".

    Пока на территории России только два субъекта имеют электронные правительства - Республика Татарстан и Свердловская область. Как скоро общение дальневосточников с властью перейдет в цифровой формат?

    По словам политолога, заведующей кафедрой связи с общественностью Хабаровской государственной академии экономики и права Татьяны Захаровой, идея создания электронного правительства в первую очередь предполагает упрощение административных процедур на четырех уровнях общения: "правительство - граждане", "правительство - бизнес", "правительство - работодатели", "правительство- правительство".

    - Процесс формирования электронного правительства в России включает в себя несколько блоков, - говорит директор Дальневосточного центра социальных инноваций Елена Веприкова. - Первый - это предоставление гражданам информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Сейчас у всех властных структур, кроме совсем уж малых муниципалитетов, есть сайты, на которых размещается информация о принятых решениях, планах и текущей деятельности администрации. Там должны быть представлены проекты законов, любых нормативных актов и новых правил. Кроме того, обязательны сведения об условиях, сроках, размерах средств, объемах закупок, которые производятся в рамках государственного и муниципального заказа.

    Кстати, порядок получения информации и перечень сведений, которые должны быть открыты для граждан, определил федеральный закон "О порядке доступа граждан к информации о деятельности государственной власти и местного самоуправления". Но проблема в том, что многие органы власти не привели свои сайты в соответствие с законом.

    Второй блок создаваемого электронного правительства - государственные услуги. Значительную их часть можно перевести в Интернет, и тогда получить справку, необходимый документ или ответ чиновника вполне реально без личного контакта с госмашиной.

    Третий элемент предполагает систему обратной связи между гражданами и органами власти, которая будет влиять на принимаемые в государстве решения. Это возможность голосовать на выборах или референдумах через Интернет. Возможность вносить предложения и участвовать в открытых форумах по важным вопросам.

    Практически у всех властных структур есть сайты, на которых размещается информация о их деятельности

    - В нашем регионе разработан проект концепции краевого электронного правительства, - сообщает Владимир Бочаров, советник губернатора Хабаровского края по вопросам информатизации. - В нем прописаны пять направлений, которые должны быть реализованы в крае при создании электронного правительства. И одно из главных - оказание государственных услуг. Завершить формирование всей системы мы должны до 1 января 2014 года.

    В крае в мае прошлого года запущен сайт государственных услуг, который содержит порядка 86 услуг для граждан и чуть больше 70 - для бизнеса. Посещаемость его - около 1300 человек в месяц. Невысокий показатель, но, по словам разработчиков, это только начало. К тому же основная функция сайта - информационная. Человек, зайдя на данный ресурс, узнает, где можно получить нужную ему услугу - адрес, телефоны и график работы соответствующей структуры. Здесь же можно скачать бланки необходимых документов.

    Для продвинутых интернет-пользователей вопрос о том, где удобнее ходить - по сайтам или по кабинетам, - даже не стоит. Но для той части общества, которая с компьютером и Всемирной сетью не "на ты", в концепции электронного правительства предусмотрен отдельный вариант. Это, например, оказание государственных и муниципальных услуг через деятельность многофункциональных центров (МФЦ).

    Во многих субъектах Российской Федерации такие центры действуют и достаточно давно. В ряде крупных городов их по два-три.

    - Многофункциональные центры разделены на две зоны. Одно крыло - консультативное, где человеку объясняют порядок его действий и помогают заполнить нужные формы. В другом непосредственно идет прием и выдача документов, - делится впечатлением от посещения МФЦ в городе Шахты Ростовской области Елена Веприкова. - Порядка 15 минут уходит у человека на общение с сотрудником центра и еще десять - на прием-выдачу документов. Итого: на все взаимодействие с государством - менее получаса.

    На весь Дальний Восток МФЦ один - он начал работать с января нынешнего года в городе Уссурийске Приморского края.

    - Посыл правительства относительно создания сферы электронных услуг, исключает необходимость стояния в очередях, собирание различного рода справок, влияние чиновника, - высказывает свое мнение депутат Законодательного собрания Приморского края Александр Передня. - Реализация программы "Электронное Приморье" позволит жителям края пользоваться ресурсами, которые представлены на сайте краевой администрации, а также даст возможность муниципальным образованиям решать свои житейские вопросы.

    Электронный документооборот в органах государственной власти Приморья должен стать реальностью уже в текущем году. Всего на реализацию программы "Электронное Приморье" на 2005-2010 годы предусмотрено более 56 миллионов рублей.

    С нынешнего года действует долгосрочная целевая программа "Электронная Камчатка" на 2010-2012 годы. На ее реализацию планируется затратить порядка 347,6 миллиона рублей, в том числе из краевого бюджета - 144,2 миллиона, из федерального - 198,6. В итоге край должен войти в число ведущих субъектов России по уровню использования информационных технологий.

    Компетентно

    Александр Левинталь, заместитель полпреда президента РФ в ДФО:

    - Наиболее системно и активно работы, связанные с формированием электронного правительства, проводят Хабаровский край, в котором уже действуют региональный портал государственных услуг, а также Якутия, Камчатский край. По данным рейтинга уровня внедрения электронного правительства, составленного Центром прикладной экономики, первые места в округе занимают Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия).

    Поделиться