29.07.2010 23:56
    Поделиться

    Минфин и Минтранс предлагают увеличивать акциз на топливо ежегодно на один рубль

    Все, кто пользуется автотранспортом, заплатят за обновление автотрасс триллион рублей

    Снижение транспортного налога вдвое и введение при этом дополнительного акциза на бензин для формирования дорожного фонда не должны отразиться на росте инфляции, уверен глава минфина Алексей Кудрин. Однако эксперты не разделяют подобной уверенности.

    В минфине и минтрансе полагают, что эти сборы помогут привлечь дополнительно на строительство и ремонт дорог достаточно средств. Напомним, предлагается увеличивать акциз на топливо ежегодно на один рубль в течение трех лет начиная с 2011 года. Транспортный налог решено не отменять, а снизить его в два раза. При этом регионам дано право обнулять налог для владельцев авто мощностью 150 и менее лошадиных сил.

    По мнению экспертов же, опрошенных "РГ", нововведения отразятся не только на владельцах машин. Себестоимость перевозок товаров автотранспортом вырастет на 4 процента. Это в свою очередь отразится и на ценах в магазинах.

    По подсчетам экспертов, за три года дополнительный акциз прибавит в цене литра дизельного топлива 3,4 рубля. А с учетом уже утвержденного роста акциза на дизельное топливо в 2011 и 2012 годах суммарное увеличение цены топлива для грузовиков составит 3,7 рубля. При этом нельзя не учесть и налог на добавленную стоимость для розничной торговли. В конечном итоге в лучшем случае к цене солярки приплюсуется 4,4 рубля. Если ценообразование в топливном секторе будет идти бесконтрольно, то можно ожидать роста розничной цены и до 5-6 рублей за литр, считают представители ассоциации грузоперевозчиков.

    Конечно, рост стоимости бензина был бы не так накладен для потребителя, если бы власти остановились на первом варианте формирования дорожного фонда, который был публично озвучен вице-премьером Сергеем Ивановым. По нему акциз заменял транспортный налог. Однако нагрузку на транспортников решили не уменьшать. По словам Алексея Кудрина, в 2011 году останется и налог для грузовиков. В среднем затраты на его уплату для грузового автомобиля, осуществляющего международные перевозки, составили в этом году 25 тысяч рублей. В итоге по подсчетам грузоперевозчиков рост затрат возрастет на один рубль с каждого километра пробега, а общая себестоимость перевозок увеличится минимум на 4 процента.

    Конечно, в будущем хорошее качество дорог позволит проезжать по ним в сутки не 300, а 500 километров, и это снизит затраты на перевозку грузов. Пока же перевозчики мечтают о том, чтобы по России ехать со скоростью не менее 50 километров в час. Только при такой скорости можно добиться минимального экономического эффекта от повышения акциза.

    Впрочем, по мнению финансового аналитика Сергея Суверова, картина не такая плачевная. Цены на бензин могут вырасти примерно на 15 процентов за три года из-за роста акциза. Влияние на инфляцию будет тем не менее не очень значительным, так как доля бензина в потребительской корзине - на уровне 2 процентов, считает он.

    В минтрансе же другой взгляд на вещи. По мнению ведомства, увеличение ставки акциза на автомобильное топливо приведет к росту конечной цены продукции на 0,4-0,6 процента. При существующей цене на горючее доля транспортной составляющей в конечной цене продукции составляет 10-15 процентов.

    Эксперты в области нефтепереработки считают, что у нефтеперерабатывающих заводов могут возникнуть проблемы с выплатой дополнительного акциза. Фискальные органы не станут ждать, пока производитель получит прибыль. Обычно для этого нужен месяц, напомнил эксперт. Производителю придется брать кредит. Понятно, что проценты по нему будут заложены в отпускную цену.

    Все эти издержки неизбежно докатятся до кармана потребителя.

    Регионы, которые сейчас пускают транспортный налог на социальные нужды, вряд ли пойдут на его обнуление. Льготы сохранят, но платить налог придется. По расчетам экспертов, владельцы легковушек до 150 лошадиных сил, которых в России сейчас 28 миллионов, увеличат свои расходы на автомобиль и горючее даже при сокращении налога примерно на три тысячи рублей в год. Конечно, это сумма абстрактная, ведь те, кто ездит больше, и платить станут больше. Но увеличатся и расходы пассажиров общественного транспорта. В общем объеме потребительских расходов они возрастут на 0,08 процента. Более точную цифру эксперты пока называть затруднились: многое зависит от того, на сколько регионы готовы дотировать пассажирские перевозчики.

    Интересно, что и государство будет расходовать больше при повышении акциза. Увеличение затрат федерального бюджета на топливо может составить уже в 2011 году 9,9 миллиарда рублей. Субъекты также станут больше тратить на бензин на 1,1 миллиарда рублей. На железной дороге затраты возрастут также на 8,3 миллиарда рублей в год. Больше всего возрастут расходы сельского хозяйства на топливо - на 17,5 миллиарда в год.

    В общей сложности за три года планируется собрать более триллиона рублей. Чуть меньше сейчас выделяет бюджет. Фактически это означает, что на поддержание и строительство дорог будет направляться вдвое большая сумма, чем сейчас.

    прямая речь

    Юрий Лужков, мэр Москвы: Решение о воссоздании в России дорожных фондов считаю назревшим и целесообразным.

    Они должны создаваться как на федеральном уровне, так и на региональном. При этом особенно важно, чтобы эти фонды были не номинальными, а реально действующими, то есть располагали достаточным объемом средств для осуществления строительства в России новых дорог, создания транспортной инфраструктуры и позволяли решать эти задачи быстрыми темпами.

    Мы все помним, что дорожные фонды успешно работали. Источником формирования их доходов были поступления от налога на пользователей автомобильных дорог. Но целой серией мер, проведенных Министерством финансов РФ, такие фонды были упразднены. Сначала, в 2002 году, был отменен налог на пользователей автодорог, а в 2008 году были упразднены и сами дорожные фонды на всех уровнях.

    Москвичи резко возражали против такой "реформы". Но эти решения были проведены через Совет Федерации.

    Мы потеряли почти 10 лет. За эти годы мы могли построить много новых дорог. Дорог, которые являются индикатором развития экономики и роста потенциала страны. Сегодня нам всем надо сконцентрировать усилия и вернуть упущенные темпы. В этом мы видим основную задачу воссоздания дорожных фондов.

    Поделиться