04.08.2010 23:40
    Поделиться

    Житель Новосибирcкой области требует ограничить оборот лекарств, содержащих кодеин

    В Генпрокуратуру, МВД, Минздрав, Росздравнадзор и Ростпотребнадзор одновременно обратился житель города Болотное Новосибирской области Владимир Федосов.

    Он требует ограничить оборот лекарств, содержащих кодеин, - выпив за рулем всего одну таблетку от головной боли, Владимир Федосов остался без водительских прав на полтора года.

    Это случилось в январе в Тюмени: днем Федосов, перегонявший в Новосибирск машину, принял таблетку солпадеина, а в два часа ночи его остановил милицейский патруль и, усмотрев "неустойчивость позы", проверил водителя на алкометре. Алкогольного опьянения не обнаружилось, но подозрения остались, и Владимира Федосова отправили на медосвидетельствование в Тюменский областной наркологический диспансер. А там водителю сообщили, что он находится в состоянии наркотического опьянения - в моче обнаружен морфин. "Солпадеин?" - предположил принципиально непьющий и даже не курящий Владимир. "Да не волнуйтесь, тест покажет, что это таблетка", - успокоили освидетельствованного, и... отпустили. Никаких попыток отстранить водителя "в наркотическом опьянении" от управления автомобилем не было. И никаких документов на руки Федосову не дали - хотя, по правилам, экземпляр акта медицинского освидетельствования должен в обязательном порядке выдаваться водителю.

    - Составленный врачом акт в принципе вызывает сомнения, - говорит адвокат Павел Яровой. - Если верить этому документу, в течение всего лишь тридцати минут Владимир Федосов прошел четыре вида обследования, в том числе в химико-токсилогической лаборатории, куда образцы его анализов должны были доставить в опечатанном виде. Соблюдение всех правил требует большого письменного оформления. Как врач успел все это сделать за полчаса, да еще и получить результаты исследований, мне непонятно.

    Зато у мирового судьи акт сомнений не вызвал, и Владимира, который и охнуть не успел, лишили права управлять автотранспортом на год и шесть месяцев. "За что, я так и не пойму", - говорит бывший профессиональный водитель, а ныне пешеход Федосов. В акте медицинского освидетельствования, который Владимир увидел только в деле, есть одна запись: "в моче обнаружен морфин". И ни слова о концентрации.

    Сейчас Владимир готовится обжаловать постановление суда. За разъяснениями он обратился к наркологам, которые объяснили ему: да, при распаде кодеина, содержащегося в солпадеине, пенталгине, нурофене и многих других свободно продающихся лекарствах, в течение нескольких часов в моче обнаруживается наркотическое вещество морфин. Кроме того, Владимир изучил инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения, утвержденную приказом минздрава РФ, и убедился: она действительно не обязывает медиков указывать концентрацию запрещенного вещества, которое было обнаружено. А, стало быть, в такой же ситуации, как он, могут оказаться очень многие водители. Что, собственно, и происходит в разных регионах страны: на автофорумах в Интернете полно подобных историй.

    - Вот я читаю инструкцию к солпадеину, - говорит Владимир Федосов. - И тут нет предупреждения, что таблетки нельзя пить за рулем! Написано: "Во время лечения соблюдать осторожность при управлении автомобилем и других видах деятельности, требующих концентрации внимания", и все. Откуда я мог знать, что, принимая таблетку, я в наркомана превращаюсь? Да я бы не пил эти лекарства никогда!

    От контролирующих органов Владимир Федосов требует решительных действий: ограничить оборот опасных лекарств, обязать их производителей писать о морфине большими буквами на упаковке, составить перечень таких средств и прикладывать его к правилам дорожного движения. Либо менять инструкцию освидетельствования, чтобы концентрация определялась с необходимой точностью.

    Между тем

    Чаяния жителя города Болотное совпали с намерениями Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. ФСКН так же добивается прекращения свободной продажи лекарств, содержащих кодеин, хотя и по другой причине. Дело в том, что на их основе легко изготавливается сильнейший наркотик, который в девять раз активнее морфина и в пять раз токсичней. Его называют "крокодилом для бедных": из-за огромной концентрации наркотика в организме кожа потребителя дезоморфина буквально покрывается чешуей. В данный момент это второй по распространенности наркотик в России, прежде всего, из-за его доступности. "Если еще недавно употребление дезоморфина было распространено только в 16 областях средней полосы России, то за последний год он захватил уже 70 регионов, - сообщил "РГ" заместитель руководителя аппарата ГАК по Сибирскому федеральному округу Виталий Яковлев. - И страшнее всего то, что "крокодил для бедных" уже добрался до деревни. На всех территориях округа вводится мониторинг продаж кодеинсодержащих препаратов, проводятся проверки соблюдения правил отпуска лекарств в аптеках. В ГАКе был также выработан ряд предложений, которые были направлены в правительство: во-первых, необходимо в ближайшее время разработать новые лекарственные препараты, не содержащие кодеина, во-вторых, ввести рецептурный отпуск таких средств".

    Комментарий

    Виктор Букин, главный врач Новосибирского областного наркологического диспансера:

    - Не думаю, что кодеинсодержащие лекарства необходимо запрещать. Дело ведь не в таблетках. В центре проблемы - отклонения в поведении человека, его склонность к аддикции. Если человека, склонного к зависимости, отправить на необитаемый остров, он и там начнет добывать что-нибудь из бананов или древесной коры. И если идти по пути запретов, то можно и ножи кухонные попробовать запретить - ведь их можно использовать как орудие убийства. Что же касается проблемы автовладельцев, то я считаю ее надуманной. В данный момент существует оборудование, которое способно абсолютно точно определить не только концентрацию вещества, но и что именно и когда человек принимал. Современный томограф даже формулу таблетки вам нарисует, если это на самом деле была таблетка. В суде необходимо требовать назначение экспертизы контрольного образца биологического материала, который обязан храниться в химико-токсилогической лаборатории в течение двух месяцев в опечатанном виде, и это решит все проблемы. При этом хочу подчеркнуть: кодеин в терапевтических дозах не дает клинических признаков, указывающих на состояние опьянения, и у сотрудников ГИБДД в принципе не должно возникать оснований для направления водителя на медосвидетельствование.

    Поделиться