Что происходит в экстремальных погодных условиях с братьями нашими меньшими?
Как заметил биолог Петр Дудин, им трудней, чем людям: у них нет кондиционеров и вентиляторов, о них некому позаботиться, когда им плохо. Дудин возглавляет питомник хищных птиц в заповеднике "Галичья гора" в Липецкой области.
- У нас на центральной территории урочища был пожар, и лес местами выгорел безвозвратно, - рассказывает он. - Животных здесь практически не осталось. Кто смогли - перекочевали в другие места. Но много животных просто сгорело, особенно молодых. Находим останки зайчат, лисят, мелкие грызуны погибли практически все. Та же картина и с птицами. Сгорели почти все птенцы. Некоторые виды птиц вообще исчезли, так как улетели на запад, где более благоприятная погода. Нет питающихся насекомыми ласточек, синиц, соловьев, пеночек, славки и других. Что касается копытных - кабанов, оленей, лосей, то они большими группами переходят к более безопасным местам и, конечно, ближе к Дону, так как все мелкие водоемы пересохли.
По словам руководителей министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в регионе из-за пожара зафиксирована массовая гибель животных, в том числе и медведей. Также погибло много белок, мелких грызунов, ежей.
- В местах пожаров практически полностью сгорели мелкие воробьиные птицы, - говорит начальник отдела экологии Анджела Бакка. - Самые большие потери понесли серые журавли. На Камско-Бакалдинских болотах проживает около 420 пар этих птиц. Есть вероятность, что к настоящему моменту погибло около трети этой популяции. Пострадали и большие кроншнепы: из 900 пар, живущих на территории области, примерно четвертая часть этих птиц лишилась мест гнездования. Так же сильно пострадали беркуты, скопы, орланы-белохвосты. Эти птицы, как и кроншнепы, занесены в Красную книгу РФ.
В Марий Эл больше всего пострадал район Соснового Бора. По словам руководителя департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Николая Шуркова, огонь уничтожил все глухариные и тетеревиные токовища. В Медведевском районе после пожара излюбленные места кабанов теперь не узнать. "Как только животные почувствовали приближение опасности, то ринулись к Волге, - рассказывает Николай Шурков. - Многие видели, как кабаны, лоси и даже медведи переплывали реку. Они мигрировали в соседние регионы - Чувашию, Кировскую и Нижегородскую области. Но ведь теперь и там пожары". Очевидцы рассказывают, что страх гнал лосей на трассы. Дезориентированные животные метались по дороге и не знали, куда им бежать. Однако далеко не всем животным удалось спастись бегством. Когда в районе Соснового Бора начался верховой пожар, звери были зажаты в огненном кольце.
- Лесники и жители прилегающих деревень слышали, как ревел медведь, который не мог выбраться. Это было жутко! - говорит Шурков. - Ну, сколько медведь может пробежать по жаре? Максимум километр или два. А огонь разносится по сухим деревьям мгновенно. Для мелких животных гибель была неминуема. По всей вероятности, белки, зайцы, ежики искали спасения в норах и уже там задыхались от дыма. Среди погибших животных могут быть и краснокнижники Марий Эл - бурундуки, косули, колонки, сапсаны, беркуты, орланы-белохвосты и многие другие. Сейчас даже невозможно представить, сколько и каких животных мы потеряли. Сначала надо справиться с огнем, а потом уже подсчитывать потери. Теперь наша главная задача помочь тем зверям, которые выжили.
Совсем иная картина в Приокском и Окском государственных заповедниках, также попавшим в зоны пожаров. Как сказали руководители корреспонденту "РГ", хотя фауна и страдает от дыма и жары, но гибели животных не наблюдается.
Ямальский город Ноябрьск переживает настоящее нашествие медведей. Вот уже несколько недель животные оккупируют местное кладбище. Выходить из леса медведей побуждают пожары и отсутствие еды. Чтобы отгонять голодных животных, мэрия закупила пиротехнические изделия.