До 2015 года в России в рамках федеральной целевой программы должен завершиться массовый переход на цифровое телевидение. В составе первого мультиплекса (пакета программ) телезрители бесплатно получат восемь федеральных каналов. Сегодня обсуждается вопрос включения в мультиплекс девятого, регионального, канала. Перспектива перехода на "цифру" заботит всех участников уральского телекоммуникационного рынка - от вещателей до операторов кабельного телевидения.
УрФО считается лидером в этой сфере. По информации полпредства, несколько сотен городов Свердловской и Челябинской областей уже принимают цифровой телесигнал. В тестовом цифровом режиме вещает государственная телекомпания Югры. Однако полномасштабный переход на "цифру" вызывает массу вопросов, прежде всего - о будущем региональных вещателей.
По словам Алексея Малинина, заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ, "местные новости должны быть сохранены". Если президент одобрит инициативу включения в первый мультиплекс одного местного канала, то в 2011 году в регионах пройдут конкурсные процедуры отбора. В следующий мультиплекс войдут федеральные каналы "второго уровня", которые для многих местных являются сегодня сетевыми партнерами. Остальные же региональные каналы должны войти в третий пакет программ. Впрочем, принципы формирования второго и третьего мультиплексов будут подробно рассматриваться осенью этого года.
- Мы понимаем, что цифровое телевидение изменит все базовые положения на местных медийных рынках, - отмечает Малинин. - Но это не приговор, это просто планы. После изучения ситуации в регионах в них возможны корректировки.
По мнению федеральных чиновников, основными критериями выбора станут удачная бизнес-модель и качественный контент. Именно содержание кажется федералам самым слабым местом при взгляде на местный медийный рынок. Об этом шла речь на совещании по вопросам развития цифрового телевидения, прошедшем на днях в полпредстве.
- Среди местных вещателей есть каналы, которые не производят своего контента, а просто продают рекламное время. Если в городе 40 таких каналов, это вне экономики, ведь рекламный рынок не резиновый, - обосновал идею сокращения числа местных каналов Алексей Малинин. - Мы все ближе подходим к тем решениям, которые касаются работников местных СМИ, и руководство страны однозначно говорит о том, что для нас очень важно сохранить и развить потенциал регионального вещания, сохранить журналистские коллективы. Более того, процесс перехода на цифровое телевидение создает дополнительные возможности для развития рынка производства контента, - подчеркнул он.
Представители регионального телевидения считают такую заботу чрезмерной: уральские вещатели и сегодня способны производить качественный информационный продукт.
- Региональному вещанию в этом году будет 20 лет, - говорит Олег Урушев, гендиректор ОГТРК в Ханты-Мансийске. - Местное телевидение - это достояние России. Оно может очень многое. Мы в силах делать свой CNN или Евроньюс. В кризис многие рекламодатели ушли именно на региональные телеканалы, а не на центральные. Но местные каналы - это малый бизнес. У нас очень много говорится о его поддержке, но почему-то малый бизнес всем представляется лотком с шаурмой. Но телеканалам тоже необходима поддержка. Мы ее сейчас не видим.
Вещателей интересует также цена включения в первый мультиплекс, четкие критерии конкурсного отбора, перспективы выживания небольших компаний. Однако ответов на эти вопросы пока нет. Тем временем федеральные власти уверяют, что переход на новый формат будет мягким и паниковать пока рано - даже самым безнадежным регионалам.
В связи с переходом на "цифру" возник ряд неясностей и на рынке кабельного телевидения (КТВ). В УрФО сегодня насчитывается порядка 150 операторов. Причем, как отмечают игроки рынка, федеральные операторы в регионе присутствуют лишь в городах-миллионниках. Переход на цифровой формат - одна из определяющих тенденций развития уральского рынка КТВ.
- В рамках нашей ассоциации уже более половины операторов внедрили "цифру". Это пока не массовое явление, но постепенно оно набирает обороты, - говорит президент уральской ассоциации мультисервисных операторов Олег Грищенко. - Количество аналоговых каналов, которые транслируют операторы, в среднем составляет 30-50. В цифровом формате количество каналов уже сегодня достигает порядка 100-200.
Фактором, который способен вызвать изменения на этом рынке, может стать поправка в закон "О связи" и создание первого мультиплекса. Проблема в том, что в законе не прописан механизм возмещения затрат на доставку сигнала мультиплекса до абонента.
С одной стороны, оператор несет затраты, связанные с покупкой контента. В случае с бесплатными каналами эти затраты исчезают, поскольку их информационное наполнение - задача государства.
С другой стороны, существенную статью расходов занимает эксплуатация линий связи и подключение абонентов. Ранее, когда поправки только рассматривались, руководство Роскомнадзора объясняло свою позицию так: бесплатным будет контент, а техническое обслуживание сети, безусловно, требует вложений. Эти расходы остаются и ложатся на плечи оператора. Причем это более чем существенная финансовая нагрузка. Особенно для региональных операторов, подавляющее большинство которых - небольшие компании с емкостью абонентской базы от одной до десяти тысяч домохозяйств.
Вероятно, в скором будущем всех пользователей кабельного телевидения ждут обновленные варианты абонентских договоров. Некоторые операторы уже планируют разделить плату за каналы, доступ к кабелю связи и техобслуживание. И вот за последний пункт и взимать официальную плату. Если проводить аналогию, то больше всего подходит принцип оказания услуги домашней телефонии: абонент всегда может бесплатно позвонить по номеру спецслужб, но за обслуживание самой телефонной линии он платит ежемесячно.
Очевидно, часть абонентов будет требовать предоставления только бесплатных каналов, но получит отказ кабельного оператора, так как, пока человек не заключил договор на услуги, у оператора нет перед ним никаких обязанностей. Это повлечет череду судебных разбирательств, прогнозируют участники рынка.
Однако даже если удастся избежать конфликтов с абонентами и найти вариант, который устроит всех, остается еще один нерешенный вопрос - техническая возможность. Выделить отдельный канал для первого мультиплекса непросто. Для этого потребуется провести серьезные изменения в сети, которые повлекут для многих операторов многомиллионные затраты. Например, для Сургута это 8,5 миллиона рублей единовременных расходов. По мнению аналитиков, общие траты на вывод федеральной "восьмерки" из платных пакетов будут значительными.
- Убытки ожидают даже тех операторов КТВ, которые продают своим абонентам так называемые социальные пакеты. За относительно низкую плату - от 30 до 50 рублей в месяц, что практически представляет собой плату за техподдержку, - абонент социального пакета получает как федеральные, так и прочие каналы, - комментирует Владимир Булатов, начальник отдела связи, коммуникаций и защиты информации комитета связи и информационных технологий администрации Екатеринбурга. - Сегодня нет никаких законодательных актов, предоставляющих возможность муниципалитетам компенсировать операторам затраты на обслуживание сетей. Логичным решением было бы сделать услуги связи для абонента бесплатными, а все расходы по предоставлению этих услуг операторам компенсировать из государственного бюджета.
В любом случае, чтобы избежать социальной напряженности, которая при нынешнем положении дел кажется неизбежной, нужны четкие разъяснения от Минсвязи РФ. Причем разъяснения не только для операторов, но и для абонентов.