Правительство выделило еще 10 млрд рублей на утилизацию старых автомобилей
Владимир Путин объявил о выделении дополнительных 10 млрд рублей на финансирование второго этапа программы утилизации старых автомобилей и лично вручил Виктору Христенко правительственное постановление.
Во вторник документ опубликован в "РГ". И через семь дней он вступает в силу.
Изменений в постановлении немало, но самая важная новость для рядового потребителя в том, что теперь у него больше шансов стать участником этой госпрограммы. Если раньше сдать старый автомобиль в утиль нужно было до конца 2010 года (причем сразу было очевидно, что деньги закончатся задолго до того), то отныне она действует вообще без ограничения сроков. Пока выделенные на нее ресурсы не истощатся. А произойдет это не скоро, все-таки путинские 10 млрд рублей - сумма приличная.
Остальные поправки затрагивают преимущественно интересы коммерсантов, чиновников и финансистов, участвующих в программе (увеличен общий размер затрат с 50 млн до 100 млн рублей) и автодилеров (общий размер субсидий на возмещение потерь, напротив, снижен с 1 млрд до 950 млн рублей).
Имеет значение и психологический эффект: отныне проект вышел из стадии "эксперимента". Если раньше даже само название документа начиналось со слов: "О проведении эксперимента...", то теперь правительство сразу берет быка за рога, постановление озаглавлено: "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию...".
А преамбула четко называет две задачи: повысить безопасность дорожного движения и стабилизировать экологическую ситуацию.
Впрочем, в реальной жизни куда больше экологов и инспекторов радуются производители отечественных авто. В прошлом месяце практически каждая вторая машина, проданная АвтоВАЗом, была куплена по сертификату: 24 500 из 51 800 автомобилей. Что, вполне логично, ведь ВАЗ собирает самые дешевые авто в стране. Купить "Тойоту Камри" или "Форд Мондео" стоимостью около миллиона рублей, сдав в утиль старую вазовскую "классику", конечно, довольно накладно.
Тем не менее в той или иной степени эта программа выгодна всем автозаводам. В список "сертифицированных" авто вошло более семи десятков моделей.
Минпромторг прогнозирует, что реализация второго этапа гос программы увеличит национальный авторынок на 5 процентов.
И что тоже немаловажно, подобные программы позволяют государству приобрести опыт. Проведя работу над ошибками, можно будет запустить подобную программу утилизации и для дряхлых грузовиков. Проблема назрела, и, по свидетельству экспертов минпромторга, такие планы уже разрабатываются. Хотя их реализация раньше следующего года маловероятна.
Какой старый автомобиль можно сдать за сертификат:
только легковой (имеющий массу не более 3,5 тонны);
выпущенный 10 лет назад и раньше;
автомобиль должен быть комплектным: нельзя сдать один кузов;
находиться в собственности владельца (физлица) не менее 1 года.
Кстати
По состоянию на середину августа всего оформлено 257 тысяч свидетельств об утилизации из общего числа в 400 тысяч штук. А всего сегодня по российским дорогам разъезжают примерно 14 миллионов автомобилей, чей возраст старше 10 лет.