23.08.2010 00:20

Стоять, бояться

На платных стоянках в аэропортах никто не отвечает за сохранность автомобилей

Общество защиты прав потребителей "Общественный контроль" заявило, что готово помочь всем автолюбителям, чьи машины пострадали на платных стоянках, в основном расположенных возле столичных аэропортов.

Многие автовладельцы жалуются, что, оставляя там на несколько суток свою машину, они находят ее без колес, со вскрытыми дверями. Или вообще не могут найти: угнали. Парковщики же заявляют, что они ни за что не отвечают, их дело только взять деньги, и немалые, за право поставить автомобиль на огороженном участке асфальта.

На днях на платной парковке аэропорта Домодедово разразился громкий скандал. Семья Денисовых в начале этого месяца оставила свой Nissan на стоянке на трое суток. По прилете, придя на парковку, они обнаружили у своей "японки" вместо колес стопки кирпичей и сломанные замки в дверях. Денисовы вызвали милицию, вместе с которой и выяснили, что парковку никто не охраняет уже два месяца. Но с автовладельцев продолжают аккуратно собирать по 500 рублей в сутки. Стоянка без охраны принимает около одной тысячи автомобилей, принося суточную прибыль почти в полмиллиона рублей.

Владельцы парковки решили не брать с семьи Денисовых деньги за стоянку. Но категорически отказались выплатить компенсацию за похищенное имущество.

В пресс-службе аэропорта пояснили: чтобы администрация стоянки несла ответственность за сохранность машины, клиентам нужно предъявлять ее сотрудникам парковки для осмотра, оформлять документ, удостоверяющий заключение договора хранения, проверять товарный вид и комплектность, как это установлено нормативными актами. Однако это привело бы к гигантским пробкам и удорожанию места на стоянке. За сохранность транспортных средств не отвечают и хозяева парковок в других аэропортах.

Самое интересное, что формально придраться не к чему. По правилам именно такую долгую процедуру надо пройти, чтобы сдать свое транспортное средство на ответственное хранение. Но кто-нибудь из клиентов следовал им?

Сама эта услуга приносит владельцам стоянок приличные деньги. Например, во Внуково парковочный комплекс насчитывает около 900 мест. Стоимость парковки в сутки - 650 рублей. Суточная прибыль составляет почти 600 тысяч рублей.

В Шереметьево за парковку отвечают сразу несколько фирм. Цена на них колеблется от 200 до 350 рублей в сутки. У нового терминала D платная парковка рассчитана на 4 тысячи мест и обойдется в 500 рублей.

Возникает вопрос: почему же, зарабатывая на нас такие деньги, хозяева стоянок не хотят ни за что отвечать? И как пострадавшему автовладельцу выбраться из этого замкнутого круга? Юристы "Общественного контроля" считают, что бороться с подобным беспределом можно.

С точки зрения защиты прав потребителей платных неохраняемых парковок вообще быть не должно.

- Вы платите деньги администрации парковки не за аренду места, - пояснил корреспонденту "РГ" юрист "Общественного контроля" Дмитрий Лесняк. - Главная услуга - это договор хранения транспортного средства. И она подпадает под Закон "О защите прав потребителей". Если человек оплатил парковку автомобиля, то и получить его должен в целости и сохранности. Кроме того, обязательства договора хранения прописаны в статье 891 Гражданского кодекса РФ. Эта статья трактуется так: хранитель обязан обеспечивать сохранность чужой вещи точно так же, как своей собственной.

Претендовать на возмещение ущерба можно в том случае, если у потерпевших есть квитанция об оплате услуг парковки или квитанция о том, что они оставили на парковке машину.

- Прежде всего нужно в письменном виде оформить свои претензии и оценить ущерб, - советует Лесняк. - Необходимо также привлечь экспертную компанию, которая более точно определит сумму ущерба. С этим заключением необходимо еще раз написать жалобу в адрес организации, занимающейся эксплуатацией парковки в аэропорту. Если она откажется возмещать ущерб, тогда обращаться в суд.

По словам Лесняка, сотрудники "Общественного контроля" могут помочь пострадавшим составить соответствующие жалобы, заявления в суд, а также в отдельных случаях самостоятельно подать заявления в суд на действия парковщиков. Кстати, юристы общества выигрывают примерно 85 процентов подобных дел в судах.

Досье "РГ"

В Будапеште час парковки обойдется примерно в 2 евро, в Нью-Йорке - в 3 доллара, в Берлине и Афинах - не выше 3,5 евро. По мнению экспертов, себестоимость таких услуг в России не превышает 10 рублей за 1 час.