На этой неделе в столице открывается Московский международный автомобильный салон ММАС-2010. Автошоу такого масштаба проводится в России в третий раз, но впервые оно отнесено к категории "А", то есть уравнено в статусе с женевским, парижским, лондонским, франкфуртским, дейтройтским салонами и официально включено в выставочный календарь международной организации автопроизводителей. Штрих по-своему красноречивый: в мировом автопроме мы уже не последние.

На сей раз в "Крокус Экспо" будет представлено свыше 600 автоновинок 80 компаний. Ожидается 8 мировых, 7 европейских и 61 российская премьера, а также 20 концепт-каров. Причем под российскими премьерами понимаются модели, подготовленные зарубежными концернами исключительно для России. Отечественный автопром из-за слабого платежеспособного спроса пострадал от кризиса сильнее, чем в других странах. Зарубежные автоконцерны это учли и разработали специально для России бюджетные модели. К примеру, "Рено" продемонстрирует на выставке новый седан, а уже осенью, собранный у нас в стране, он должен появиться на дорогах России. "Сквозная тенденция салона: максимум качества при максимальной доступности цены, - говорит представитель МВЦ "Крокус Экспо" Ирина Ходус. - Особенно это видно на моделях Houndai, Ford, Volkswagen, Fiat, старающихся проводить щадящую ценовую политику". Однако как конкретно достигается столь заманчивое сочетание цены и качества, Ходус объяснить затруднилась: "Такие моменты иностранные концерны не раскрывают". Ну что ж, в рабочие дни салона тет-а-тет с бизнесом они наверняка станут словоохотливей.

Дискуссионно-аналитическую часть программы, не исключено, определит инициатива минпромторга, недавно предложившего нашим иностранным автопартнерам перезаключить инвестсоглашения о промсборке, ужесточив требования к локализации производства, а в новые соглашения заведомо включать более жесткие требования по объему инвестиций и локализации. Так, концернам, которые уже имеют в России свои производства, предлагаются восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов. Но взамен инвесторы обязаны за 4 года создать мощности по выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и штамповок кузова, а также российский центр разработки автомобилей. И в итоге за 6 лет выйти на уровень локализации в 60%. "Идея разумная и оправданная, - считает Иван Бончев из Ernst&Young. - Но об этом надо было думать раньше. Кроме того, увеличение инвестиций означает рост выпуска продукции, а гарантий ее сбыта нет". Пока не заявили о своей позиции в отношении инициативы минпромторга и зарубежные автоконцерны. Между тем уровень локализации для развития автопрома России значит не меньше, если не больше, чем новые автомодели.