25.08.2010 12:28
    Поделиться

    Ростовские работодатели стали чаще штрафовать своих сотрудников

    Работодатели предпочитают сотрудников, которые много работают и не нарушают дисциплину

    Донские работодатели сейчас в полтора раза чаще штрафуют своих сотрудников по сравнению с докризисным периодом. Соотношение в политике кнута и пряника уверенно мигрирует в сторону кнута.

    Крупнейшее кадровое агентство Ростова-на-Дону провело опрос среди донских компаний, чтобы выяснить, применяют ли работодатели штрафы к своим сотрудникам и какими соображениями при этом руководствуются. В опросе участвовали почти 50 руководителей фирм и около 600 сотрудников.

    - Мы обратили внимание, что при устройстве на работу многие соискатели пытаются выяснить, применяет ли потенциальный работодатель систему штрафов, - рассказывает менеджер кадрового агентства Андрей Щербаков. - До кризиса этот вопрос звучал крайне редко. Результат нашего опроса показал, что в период финансовых неурядиц работодатели стали в полтора раза чаще штрафовать персонал.

    Опрос был анонимным, поэтому его достоверность не вызывает сомнений. 38 руководителей признались, что применяют штрафы. Около 60 процентов директоров и топ-менеджеров считают эту меру самым действенным способом повысить производительность труда. 40 процентов не верят, что штрафы способны увеличить эффективность работы, но все равно наказывают персонал рублем. Они причисляют зарплату к внутренним издержкам компании и считают, что в кризис надо экономить на данной статье.

    92 процента опрошенных сотрудников подтвердили, что их регулярно штрафуют. Из них каждый пятый готов уволиться, если удастся найти новое место работы. И лишь восемь процентов сказали, что в случае каких-то просчетов руководитель объясняет причину своего недовольства в личной беседе и этим ограничивается.

    Как правило, штраф не превышает тысячи рублей, но иногда зашкаливает и за пять тысяч. Чаще всего ростовские работодатели штрафуют сотрудников за невыполнение в срок поставленной задачи, за опоздание на работу, за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде и за жалобы клиентов. Есть и экзотические штрафы, например, в одной из фирм наказывают, если руководитель увидел сотрудника с сигаретой.

    Большинство начальников признает, что нагрузка на сотрудников, которых не уволили в кризисный период, увеличилась. За то же вознаграждение они выполняют в два, а то и в три раза больше работы и, соответственно, чаще допускают ошибки. Однако штрафы быстро приводят ситуацию в порядок. Персонал привыкает к новой нагрузке, учится эффективнее использовать рабочее время. В результате работодатель оказывается в выигрыше. Есть и другие соображения, по которым руководители применяют штрафы.

    - Два-три года стажа, и сотрудники начинают убедительно имитировать рабочий процесс, но не трудятся по-настоящему, - считает глава отдела продаж фирмы, торгующей промышленными холодильными установками, Вячеслав Дмитриев. - Вроде бы количество звонков потенциальным клиентам большое, а договоров нет. Однако если посадить на его место инициативного работника, у него все получается. Я не сторонник частой смены персонала, это дорого обходится фирме. Хорошо помогают штрафы. Человек понимает, что коллектив у руководителя как на ладони, поэтому не пытается создавать видимость работы, а трудится на совесть.

    Жесткий контроль над подчиненными стал нормой во многих ростовских компаниях.

    В логистических фирмах заставляют носить с собой специальные электронные приборы, фиксирующие маршруты передвижения и время, затраченное на дорогу от одного склада до другого. За превышение установленного времени - опять же штраф.

    Тридцать процентов работодателей готовы наказать сотрудника за нецелевое использование Интернета или электронной почты. Мониторинг работы за компьютером стал обычным явлением, и если персонал просиживает время в "Одноклассниках", штрафные санкции следуют незамедлительно.

    Даже успешные примеры применения системы наказаний обнаруживают несколько серьезных проблем. Тотальное использование негативной мотивации приводит к тому, что в компаниях выживают люди только одного типа - дисциплинированные, исполнительные и согласные с тем, что их наказывают. А инициативные и творческие - уходят. Зачастую руководители перестают ощущать границу психологической прочности коллектива. За этой чертой люди уже не верят, что избежать наказания в их силах.

    - У нас над столом каждого сотрудника висит листочек со штрафами, директор по персоналу ежедневно обновляет эти записи, - рассказывает менеджер известного в Ростове издательства Ирина, попросившая не называть ее фамилию. - Штрафов так много, что мы уже перестали на них реагировать. Текучка в компании огромная, а работа у нас специфическая, и обучение новых сотрудников - удовольствие недешевое. Что выигрывает руководитель, перетасовывая коллектив, загадка.

    - Избыточное наказание ведет к феномену "выученной беспомощности", оно перестает мотивировать даже на соблюдение правил, - считает психолог Марина Ирушкина. - И самое главное, как бы верно ни была выстроена система контроля и наказаний, она не может существовать без альянса с положительной мотивацией. Существует масса психологических нюансов, которые продвинутый топ-менеджер умеет использовать с выгодой для компании. В творческих коллективах, например в IT-отделах, система наказаний применима лишь в определенных рамках.

    Руководитель знаменитой лаборатории, занимающейся разработкой антивирусных программ, рассказал, что мысленно делит сотрудников на "боевых слонов" и "людей дождя". 99 процентов коллектива - "боевые слоны", они выполняют задания быстро и "на пятерку", адекватно отзываются на дисциплинарные меры, их можно и нужно штрафовать за нарушения, чередуя штрафы с позитивной мотивацией. "Люди дождя" сложны в общении, предсказуемо реагируют только на "пряники", при этом своим поведением зачастую еще и подрывают авторитет руководителя. Однако без них в коллективе быстро снижается творческий тонус. "Человек дождя" проявляет себя, если требуется неординарный подход к решению задачи. В более стандартных компаниях хороший результат дает сбалансированная система наказаний и штрафов, причем, по мнению зарубежных коллег, позитивная мотивация должна составлять не менее семидесяти процентов в этой системе и применяться чаще. Возникает эффект дружелюбия по отношению к работодателю, коллектив становится стабильнее.

    Комментарий

     

    Олег Абрамов, заместитель председателя федерации профсоюзов Ростовской области:

    - Сегодня работники не обращаются в профсоюзы с проблемой штрафов. Боятся потерять работу, считают, что лучше потерпеть. Хотя Трудовой кодекс РФ ни в каком виде не разрешает штрафы. Причем запрет этот распространяется на все без исключения категории сотрудников. Единственная законная мера наказания - дисциплинарные взыскания: замечания, выговоры, вплоть до увольнения. Но обойти этот запрет несложно, достаточно назвать штраф депремированием. Доказать, что взыскание было именно штрафом, бывает нелегко. Все же если нормы о штрафах появились в приказах работодателя, знайте, что это незаконно и вы можете отстоять свои права на получение заработной платы в полном размере.

    Поделиться