Российские автобусы будут собирать на автозаводе в Латвии

В ЛАТВИИ, городе Елгава, мэр Москвы Юрий Лужков вместе с главой местной думы Андрисом Равиньшем открыли вчера индустриальный комплекс АМО ПЛАНТ.

Участие московского градоначальника в церемонии было не случайным: 92,6 процента акций предприятия принадлежат правительству российской столицы, остальные - ОАО "АМО ЗИЛ" и органам самоуправления Елгавы. Здесь скоро начнется сборка автобусов разной модификации других машин. Над белыми красавцами из особо прочного пластика уже трудятся рабочие. Через месяц с конвейера выйдут 10 машин "Амбасадор", цена каждой - от 100 тысяч до 240 тысяч евро. "Это не так дорого, если учесть, что любая деталь прослужит без поломок до 20 лет, а экономия топлива по сравнению с обычным автобусом составляет до 15 процентов", - рассказывают производители. А вот и другая разновидность - 12-метровые автобусы. Они особенно пришлись по вкусу Лужкову. Стоят в разы дешевле, чем бегающие по столице "ЛиАЗы", оснащены кондиционерами, сделаны по самым современным технологиям. "Думаю, они появятся на улицах Москвы", - заявил мэр.

Предприятие в Елгаве - "дочка" ЗИЛа. Сейчас специалисты работают над адаптацией одной из разновидностей среднетоннажного грузовика "ЗИЛ". Предполагается, что новые машины, которые можно будет использовать, например, в качестве пожарных или передвижных сервисных центров, станут на колеса к концу 2012 года. На агрегатной базе АМО ЗИЛ хотят разработать и бюджетный вариант школьного автобуса. В перспективе индустриальный комплекс будет выпускать по 2 тысячи машин в год. Инвестиции в этот проект составили 15 миллионов евро. "Москва готова вкладывать деньги в развитие производства, - заверил Лужков. - Здесь для этого есть все возможности". А в выигрыше будет и Латвия, и Россия.

"Многолетние отношения между Москвой и Ригой получили дополнительный импульс, - считает Юрий Лужков. - Они становятся все более естественными, полезными - и в торговле, и в туризме. Не случайно, как заметил мэр Риги Нил Ушаков, в последнее время поток туристов из России в латвийскую столицу увеличился почти на 40 процентов. Однако старинный город, ведущий свою историю с 1189 года, готов принимать значительно больше.

Впрочем, вскоре прорыв будет не только в этих сферах. Одним из самых больших блоков, которые рассматривали городские власти двух столиц, стал экологический. Как рассказал корреспонденту "РГ" Леонид Бочин, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды, в ходе визита подписаны соглашения по нескольким экопрограммам, рассчитанным до 2013 года. Две столицы начнут обмениваться опытом по созданию экологического мониторинга городов, вместе разработают как систему ограничений для строительных организаций, чтобы минимизировать негативное влияние их деятельности на жителей, так и комплекс административных мер по экологическому контролю.

Кстати

Вчера в Риге неизвестные замазали несмываемой краской 8 табличек с названием улицы Джохара Дудаева. Полиция начала проверку.

Проспект Космонавтики переименовали в честь лидера чеченских боевиков в 1996 году. За последние 13 лет латвийская оппозиция более 40 раз подавала на рассмотрение Рижской думы, где доминировали латышские консервативные партии, предложение вернуть название проспекту, но его каждый раз отвергали. Пресс-секретарь мэра Риги Анна Кононова ранее сообщила, что Рижская дума рассмотрит этот вопрос, если такая просьба поступит от жителей города.

После состоявшихся в Латвии 6 июня местных выборов к власти в Рижской думе впервые пришла партия "Центр согласия", отстаивающая интересы русскоязычного населения. Ушаков, лидер этой партии, стал первым в истории Латвии русским мэром Риги.