Минэкономразвития подготовило поправки в закон о лизинге. Минэкономразвития упрощает процесс изъятия предмета лизинга, узаконивает повторный (вторичный) лизинг, позволяет пользоваться лизингом физлицам и некоммерческим организациям, а также разрешает передавать в лизинг имущество, приобретенное по договорам подряда. Соответствующий законопроект, вероятнее всего, будет рассмотрен Думой после летних каникул. Эксперты говорят, что это очередная попытка минэкономразвития внести изменения в закон о лизинге - первая была предпринята в 2009 году, но в июле 2010 минэкономразвития отзывало "сырой" проект из Госдумы.
Повышенное внимание к лизингу сейчас не случайно. В объявленный курс на модернизацию экономики этот инструмент вписывается идеально. Лизинг считается наиболее эффективным способом обновления и приобретения основных фондов - с его помощью многие предприятия модернизируют и расширяют производство, приобретают новое оборудования. Причем лизингом сейчас может пользоваться не только действующий, но и стартующий бизнес (новый проект РосБР).
Отрасль существенно пострадала в кризис, значительно снизив обороты и объемы. Так, по данным "Эксперт РА", объем нового бизнеса в первой половине 2009 года составил 90,1 млрд руб., а суммарный портфель лизинговых компаний - 992 млрд руб., что значительно хуже аналогичных показателей 2008 года. Для сравнения, объем нового бизнеса в первой половине 2008 года составил 430 млрд руб., а суммарный портфель лизинговых компаний - 1320 млрд руб.
"Принятие законопроекта позволит устранить существующие пробелы законодательства, расширить спектр доступных лизинговых услуг, снизить возможные риски и стоимость лизинга. Повышение инвестиционной привлекательности лизинга позволит существенно улучшить показатели динамики рынка лизинга и заложит основы диверсификации предмета лизинга и его широкое распространение во всех отраслях экономики", - считают в минэкономразвития.
Лизинговое сообщество особо выделяет четыре поправки. Это законодательное признание повторного лизинга; законодательное закрепление ответственности лизингополучателя за убытки лизингодателя; законодательное закрепление ответственности за нарушение обязательств поставщиком лизингового оборудования, которого определил лизингополучатель; законодательное закрепление внесудебного порядка изъятия имущества, находящегося в финансовой аренде (лизинге), по исполнительной надписи нотариуса.
Последняя поправка особенно актуальна. "В настоящее время лизингодатели столкнулись с целым рядом новых проблем, таких как стремительный рост просроченной дебиторской задолженности и необходимость массового изъятия предметов лизинга. По оценкам экспертов, рост неплатежей компаний-лизингополучателей будет основной тенденцией рынка на ближайшие два-три года, а реальная просроченная задолженность с задержкой платежа 90 и более дней может составить 15 и более процентов. В таких обстоятельствах общеустановленный судебный порядок истребования и изъятия предмета финансовой аренды становится чрезмерно долгим и затратным для лизингодателей. Одновременно данная проблема усугубляется резким ростом просроченных лизинговых платежей", - говорится в пояснительной записке минэкономразвития. В лизинговых компаниях считают, что упрощение процесса исполнительного производства по исполнительной надписи нотариуса даст дополнительные полномочия лизингодателям, соответственно, снизит риски невозврата и сократит сроки взыскания, что позитивно отразится на активности в отрасли.
Законодательное признание повторного (вторичного) лизинга позволит развиться в стране краткосрочной финансовой аренде. "Важнейшим принятым предложением, пожалуй, является возможность повторного лизинга, этот инструмент крайне важен в условиях кризиса, так как случаи возврата предметов лизинга лизинговым компаниям участились. В текущей редакции закона возможен повторный лизинг этого же имущества, то есть необязательно придерживаться обязательного правила, что имущество должно быть специально приобретено под конкретного клиента", - комментирует начальник управления клиентских продаж департамента кредитования малого и среднего бизнеса и лизинговых операций Москоммерцбанка Михаил Модин.
Необходимость еще двух поправок отрасль оценивает скептически. Речь идет о договоре подряда и включении некоммерческих организаций и физлиц в круг лизингополучателей. "Эти поправки были пролоббированы узкой частью, единичными лизингодателями, ориентированными на бюджетные ресурсы. Рыночные лизинговые компании их не требовали, - утверждает вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. - Отмена условия владения и пользования предметом лизинга в предпринимательских целях продвигается в интересах лизинга для бюджетных организаций и учреждений, которые не могут заниматься предпринимательством, но желают использовать лизинг с налоговыми льготами (нонсенс: налоговые льготы для "налоговых" органов). Почему их не устраивают различные формы финансирования, основанные на кредитах, рассрочке, аренде, с переходом права собственности и т.п., что предлагает ГК РФ. Такая расширительная трактовка осуществления прав владения и пользования предметом лизинга в конечном итоге из-за массовых злоупотреблений приведет к отмене налоговых льгот лизинга".
Приобретение имущества, полученного на основе не договоров купли-продажи, как сейчас, а договоров подряда, также не вызвано потребностями всей отрасли. "Это инициатива некоторых узкоспециализированных лизинговых компаний, что также вызовет множество коллизий и споров - гораздо больше, чем принесет дополнительных выгод. Ведь и сейчас в договор купли-продажи можно включать выполнение работ и услуг. Зачем обязательно понадобились договора подряда для лизинга?" - недоумевают эксперты.