Работодатели предпочитают выпускников бизнес-школ при крупных госвузах

Какие тенденции сегодня актуальны на рынке российского бизнес-образования? Задавшись этим вопросом в преддверии 20-летия отрасли (официальный юбилей Российской ассоциации бизнес-образования - РАБО - в сентябре), специалисты Begin Group провели обширное исследование и пришли к выводу: за два десятка лет своего развития рынок сам определил лидеров и аутсайдеров и создал пул ведущих школ бизнеса. Прежде всего это школы при крупных госвузах, с научным и практическим потенциалом, собственным составом высококвалифицированных преподавателей-практиков, среди которых лидеры российского бизнеса и крупные государственные деятели. Именно выпускников этих школ и предпочитают работодатели.

- Работодателям нужны высокопрофессиональные менеджеры-лидеры, способные брать ответственность и принимать решения в быстро меняющихся условиях, - подчеркивает генеральный директор РАБО, декан МШБ Финакадемии Наталья Евтихиева. - Управленцам нужны современные знания в области управления компанией - оперативного и стратегического менеджмента, маркетинга, управления персоналом, финансами, информационными системами и т. д. Эти знания и качества формируются в процессе подготовки на программах МВА. Обучение расширяет связи и круг полезного профессионального общения. Все это сказывается на капитализации личностного и профессионального потенциала слушателя. Многие работодатели уже сами являются выпускниками бизнес-школ - российских или зарубежных, и они формируют профессиональную команду единомышленников.

- На программы МВА идут учиться люди, настроенные на прорыв в карьере, - убежден вице-президент РАБО, ректор Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ Сергей Мясоедов. - Сильная программа МВА дает слушателю качественные, практические знания и связи (на программе учатся успешные люди) и статусный диплом (бренд бизнес-школы).

По словам Мясоедова, сегодня 6-8 лучших российских школ бизнеса (среди которых ИБДА, ВШМБ, ВШБ МГУ, ВШМ СПбГУ и др.) по уровню качества программ МВА могли бы войти в число 50-60 лучших бизнес-школ мира. Что подтверждено международными аккредитациями их программ МВА.

- А сравнительная "сила" связей и бренда определяется тем, где есть желание работать после окончания школы, - добавляет Мясоедов. - Если в России, то нужны российские связи и российская МВА. Что интересно: эти связи начинают работать сразу. При этом, к примеру, бренд программы МВА Академии народного хозяйства звучит в регионах России лучше, чем бренды большинства зарубежных школ бизнеса.

Еще интересный факт: за последний год средний возраст слушателей российских МВА "помолодел" на 3-4 года. Если до кризиса это были люди 30-32 лет, то сейчас - 27-29 лет. Средняя зарплата слушателей - $3-6 тыс. в месяц. Гуманитарии и технари составляют примерно по 50%. 35-40% обучающихся владеют английским языком в достаточной мере, чтобы обучаться на зарубежных программах МВА, но сознательно выбирают российскую.

Аудитория бизнес-школ, по данным Begin Group, трансформировалась следующим образом: с одной стороны, возросла доля предпринимателей с богатым опытом выживания в реальном бизнесе, решения различных управленческих и бизнес-задач, испытывающих потребность в получении современных систематизированных экономических и управленческих знаний. С другой стороны - увеличился интерес молодежи к бизнес-обучению, что во многом связано с притоком молодых кадров в бизнес.

- Сейчас многие школы активно увеличивают долю дистанционных программ и объем использования соответствующих технологий, - говорит ведущий специалист группы по работе с бизнес-школами, Begin Group Антон Рягузов. - Создать программу для интерактива не так сложно, как, например, 10 лет назад, когда об этом активно стали говорить западные бизнес-школы. Дистанционные программы открывают более широкие возможности для обучения.

Тем временем качество бизнес-образования в России значительно различается по школам. Некоторые из них, считают эксперты, в погоне за высокими показателями набора уделяют мало внимания качеству подготовки слушателей, предлагая программы размытого содержания. Есть и другие проблемы отрасли, среди которых уровень подготовки преподавательского состава (педагогический корпус в массе своей - по-прежнему преподаватели-теоретики), признание за рубежом (международную аккредитацию сегодня имеет незначительная часть школ), критерии и процедура отбора слушателей на программы (не все школы проводят тестирование при поступлении и строго следят за успеваемостью).

При этом результаты исследований, проводимых самими бизнес-школами, свидетельствуют о том, что уровень начальной подготовки слушателей существенно влияет на итоговые результаты обучения.

Административно-бюрократические барьеры остаются серьезным препятствием деятельности бизнес-школ в России. В частности, чрезмерный бюрократизм проявляется в отношении процедур лицензирования и аккредитации программ, затрудняя своевременный выход актуальных образовательных продуктов. Есть сложности и с легализацией деятельности иностранных преподавателей, которые хотели бы работать в наших бизнес-школах.