По данным минобрнауки, завтра за школьные парты сядут 1 млн 400 тысяч первоклассников (Росстат свидетельствует, что это примерно на 6% больше, чем в прошлом, и на 16%, чем пять лет назад). Небольшая часть из нынешних семилеток станет учениками школ негосударственного сектора (по данным Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов (АсНООР) 1%). Интерес к этой форме обучения с каждым годом растет (пять лет назад было 0,3%). Казалось бы, демографический рост сделал свое дело - учеников всем хватит, но вот парадокс - количество негосударственных школ в России сокращается.
И предложение в новом учебном году на рынке частного школьного образования весьма ограничено. По словам директора АсНООР Александра Моисеева, в стране наметилась тенденция: за счет частных школ (точнее, детей, которые в них обучаются) решать самые разнообразные проблемы социально-экономического характера. Например, проблему с нехваткой детских садов. Одну из старейших частных школ России московскую школу "Алеф" выселяют в никуда из арендованного ею в течение нескольких лет типового детсада. И это не единичный пример, то же самое происходит и в регионах. Причем все эти действия вполне законны, с сожалением отмечают в АсНООР, договор аренды составлен так, что никаких претензий арендодателям школы предъявить не могут.
Или другой пример. В столице идет реконструкция какого-нибудь района. На будущей скоростной трассе - преграда в виде частной школы. Вместо предложения альтернативных вариантов (сдача площадей неподалеку от сносимого здания, например) учебным заведениям предлагается переехать в другой округ Москвы. Для родителей, которые много лет водили своего ребенка в школу рядом с домом, удобно вписываясь в свой рабочий график, это шок, теперь они теряют жизненное преимущество. А их дети, не исключено, приобретают стресс - в связи с переводом в новую, незнакомую школу. И все из-за того, что региональные власти игнорируют предписания закона.
В 2004 году в Законе N 122- ФЗ о разграничении ответственности федеральных и региональных властей была принята поправка о переводе частных школ с федерального финансирования на региональное. Его первым исполнителем стало московское правительство, затем подключился Краснодарский край и еще несколько регионов. В итоге многие частные школы вообще перестали финансироваться. Между тем, по данным АсНООР, деньги городской казны играют очень важную роль в бюджете частных школ, поскольку они составляют более 30% от средств, которые учреждение тратит на образовательный процесс. Кроме того, частникам приходится платить зарплату учителям, вносить коммунальные платежи и аренду, которая ежегодно растет на треть. Школы вынуждены повышать плату за обучение, однако платежеспособность родителей при этом не растет. И тогда перевод ребенка в другую школу снова неизбежен. Сегодня средняя стоимость обучения в столичных частных учебных заведениях - 20 - 30 тысяч рублей в месяц, и, по мнению родителей, их семейный бюджет на большие расходы не рассчитан.
Не обделенные госфинансированием частные школы все же имеют некоторые льготы. Среди них - дотации на питание, скидки по коммунальным платежам, 30% скидка на аренду (причем в конфессиональных школах, которые также являются негосударственными, аренда бесплатна). Не менее важно подушевое финансирование, когда деньги "следуют за учеником", его размер зависит от категории школы (гимназия, лицей или общеобразовательная) или от региона.
Между тем в июле столичный парламент принял в первом чтении поправки в закон "О развитии образования в городе Москве", в связи с чем учащиеся частных школ могут не получить от мэрии средств на образование, гарантированных Конституцией РФ. Столичное правительство хочет заменить для частных школ подушевое финансирование на субсидии. Их объем не будет привязан к количеству учащихся. Руководители негосударственных школ в оценке данных поправок едины: переход на субсидии - отличный способ сэкономить на финансировании частных школ. По словам Александра Моисеева, до недавнего времени столичное законодательство в части финансирования частных школ было самым прогрессивным в стране, а повод, на который ссылается московское правительство сегодня (якобы поправки должны улучшить нормативную базу), - откровенно надуманный.
- Более того, сейчас готовится обобщенный федеральный закон "Об образовании в РФ". В проекте этого закона однозначно сказано: аккредитованные частные школы должны получать деньги по нормативу, - добавил директор АсНООР.
Есть и другие действия столичных властей, идущие вразрез с федеральными инициативами о равноправии школ разных форм учредительства. Юрий Лужков недавно завизировал документ, подготовленный городским департаментом образования, в котором все частные школы делятся на три категории. В первую зачислили 11 учреждений, где дети обучаются бесплатно (то есть только за счет средств бюджета). Во вторую категорию включили 92 школы, обучение в которых - от 3 до 15 тысяч рублей в месяц. В третьем списке школы с помесячной платой от 30 тысяч рублей. В итоге 25 школ "третьего сорта" лишили финансирования. По словам Моисеева, в "третьесортный" список попали и "бедные" школы, где оплата значительно ниже заявленных сумм. Руководители этих школ в панике - многие из них в долгу перед своими учителями и не могут оплатить коммунальные услуги. В ряде школ нет никаких резервных средств. Если бы о лишении финансирования нас предупредили в начале учебного года, еще можно было бы как-то самортизировать этот финансовый удар, сетуют они.
- И вообще, высокая родительская плата еще не говорит о том, что это учреждение для богатых, - поясняет Александр Моисеев. - Когда родители отдают детей в частную школу, они прежде всего хотят, чтобы к их детям был индивидуальный подход. Нередко такая необходимость продиктована тем, что ребенок не вполне здоров и не может учиться в общеобразовательной государственной школе.
Напоследок один позитивный пример, свидетельствующий о спросе на услуги частных школ. С сентября 2010 года в Барнауле начнет работать новый негосударственный лицей "Грани". Его учредителями стали члены общественной родительской организации "Наша новая школа". Все началось с конфликта: зимой члены родительского комитета государственной школы N 100 узнали о слиянии с другой школой и воспротивились этому.
- Мы хотели добиться отмены приказа о слиянии нашей школы со 102-й. Просили, чтобы нашим детям дали доучиться с полюбившимися педагогами. Однако ничего из этого не вышло. Тогда в городском комитете по образованию нам подсказали идею открыть свою, частную школу и даже предоставили помещение по договору безвозмездной аренды, - рассказала и.о. директора школы Валентина Федосова.
Конечно, не во всех случаях спрос связан с конфликтной ситуацией. Результаты опросов родителей показывают (см. диаграмму), что частная школа бывает предпочтительнее в нескольких случаях - потому что там больше внимания детям и заботы об их здоровье, больше возможностей по дополнительному образованию (секции, кружки), для обучения языкам и подготовке в вуз.
Поэтому наивно полагать, что частные школы исчезнут совсем. Но вот сколько из них выдержит все испытания, покажет время. В АсНООР говорят о наметившейся тенденции - школы идут по пути укрупненения контингента и вместо 100 учеников в среднем (как сегодня) вскоре в них будут учиться 150, а то и 200 человек.