Операторы сотовой связи готовятся зарабатывать на сервисных услугах для брендов

Маркетологи операторов сотовой связи прогнозируют, что количество потребителей не ограничится потолком в 6,6 млрд человек, живущих на планете. Число разнообразных сервисов и приложений мобильной связи к 2020 году достигнет 50 млрд. Для телекоммуникационных компаний это означает необходимость дальнейших инвестиций в строительство и модернизацию своей сетевой и IT-инфраструктуры, поскольку сети должны будут справляться с возросшей нагрузкой.

В то же время за последние два года цена голосовой минуты в сетях российских операторов снизилась на 30-35%. Мегабайт трафика дешевеет еще быстрее. Поэтому для ускорения возврата инвестиций в инфраструктуру одной только роли "трубы для трафика" операторам становится мало. Большинство из них, включая тех, кто зарабатывал и продолжает зарабатывать "на трубе", сегодня стремится развивать сервисную составляющую своего бизнеса: либо самостоятельно под своим брендом, либо в партнерстве с другими игроками, либо как их агенты. "Мобильные операторы уже поняли, что до бесконечности "увеличивать сечение трубы" неэффективно, - убежден директор по продуктам TELE2 Роман Володин. - Поэтому операторы и интернет-компании движутся навстречу друг другу, развивают схожие направления и получают за счет них прибыль. Интернет-компании создают продукты, замещающие SMS-сервисы и голос, а операторы запускают услуги Instant Messaging, VoIP и электронной почты. Единственный сервис, где операторы пока еще не проявили себя как самостоятельные игроки - это поиск. Между тем поисковые и картографические сервисы - это как раз то поле, на котором могли бы развиваться долгосрочные партнерские отношения. Оператор мог бы поставлять в них допустимую информацию об абоненте или его местоположении, делая рекламу более таргетированной. Более того, благодаря мобильным платежным сервисам он мог бы обеспечивать неразрывность цепочки - от доставки рекламного сообщения абоненту до факта покупки".

Операторы, занимающие хорошее стратегическое положение на рынке, стали предоставлять услугу широкополосного доступа в Интернет от своего имени и под собственным суббрендом (Diesel, Domolink, "Авангард"). По мнению аналитиков, это произошло не столько в силу сокращения "трубы", сколько для того, чтобы взять под свой контроль только зарождающийся в регионах рынок широкополосного доступа, заодно пополнив перечень услуг теми, тарифы на которые не регулируются государством.

Конечно, есть и несколько малоприбыльных интернет-продуктов российских операторов. Например, услуге IPTV повторить успех внедрения ШПД пока не удалось: до сих пор в России пользователей этого сервиса насчитывается не более 400 тыс. человек. Причиной тому и существование в Рунете целого облака сервисов, открывающих пользователям доступ к нелигитимному контенту - файлообменных сетей и торрентов, и неявность отличия IPTV от более привычного кабельного телевидения.

Других же массовых сервисов для частных абонентов у отечественных операторов фиксированной связи пока не появилось. "Вряд ли сервисы будут приносить операторам сотовой связи столько же денег, сколько трафик, - считает руководитель службы по связям с общественностью "Вымпелком" Артем Минаев. - Но у этих направлений есть большой потенциал для совместного развития разноплановых бизнес-предприятий. Количество игроков рынка, зарабатывающих на сервисном слое, как и число вариантов их бизнес-моделей, будет только расти, а сами компании начнут искать сотрудничества с операторами".

По мнению аналитиков, модель рынка сотовой связи сегодня меняется: из односторонней, при которой один оператор обслуживал много абонентов, работая с небольшим количеством устройств и приложений, она превращается в двустороннюю, где с одной стороны от оператора действующие абоненты, а с другой - коммерческие приложения. "Таким образом, оператор имеет возможность стать связующим звеном между миллионами приложений от брендов и миллионами клиентов, - считает директор по стратегическому маркетингу МТС Гаррет Джонстон. - С помощью своих интеллектуальных сетей он может, например, следить за тем, чтобы каждое приложение доставлялось именно тому абоненту, которому оно требуется. И эти услуги будут приносить оператору огромную прибыль, поскольку ни один даже самый дорогой бренд не сможет построить и поддерживать такую инфраструктуру "под себя". А это означает, что операторам придется строить собственные центры обработки данных, развивать средства хостинга, которые позволят им "забрать" у брендов и перенести на свои площадки все, что связано с технической реализацией персонализации их продуктов и услуг".