Министерство регионального развития РФ направило в правительство Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2009 года. Из доклада видно, что в сфере строительства административные барьеры стали ниже. Например, продолжительность периода с даты подписания протокола о результатах аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства до даты получения разрешения на строительство в среднем составила 6 месяцев (в 2007 г. - 8,6 месяца), а с разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию - в среднем 22,4 месяца (в 2007 году - 26,5 месяца). Улучшения, пусть и небольшие, налицо.
Если верить докладу, снижается, хотя и медленно, длительность начальных этапов инвестиционного цикла по объектам капитального строительства, кроме жилищного. Период рассмотрения заявки на предоставление земельного участка в аренду для строительства снизился с 6,7 до 5,6 месяца; период оформления разрешения на строительство снизился с 7,5 до 6,1 месяца. "При этом в ряде регионов отмечаются существенно высокие сроки данных этапов - до 44 мес. (более 3,5 года) и 21 мес. (около 2 лет) соответственно", - уточняется в документе.
Строители прочитали доклад и удивились: по их наблюдениям, барьеров меньше не стало, скорее наоборот. "Административное давление на строительный бизнес однозначно усилилось, - говорит Евгений Шлеменков, председатель комиссии по строительству и ЖКХ "ОПОРЫ России". - А цифры, приведенные в докладе, лукавые. Снижение сроков оформления разрешений произошло из-за того, что в прошлом году из-за кризиса резко, примерно на 70%, сократились объемы нового строительства. Просто очереди в инстанции рассосались".
Вместе с падением объемов строительства сократилось и количество земельных участков под это строительство, что естественно. А вместе с ними и доля участков, на которых это строительство не было завершено. Составители доклада этот факт тоже подметили. Вот цитата: "Наметилась тенденция к улучшению ситуации с неэффективным использованием земельных ресурсов. На 30% сократилась площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в отношении которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию здания и в целом по РФ составила 3770 га (2008 г. - 5413 га)".
Число инстанций для проведения согласовательных и разрешительных процедур на всех этапах от предоставления земельного участка вплоть до ввода объекта в эксплуатацию, согласно докладу, сократилось с 13 до 11. Однако в ряде регионов таких органов значительно больше, например, 25 в Московской и Тульской областях, 40 - в Москве (по данным московских застройщиков, в столице таких инстанций не меньше 60).
Местные власти во всеуслышание выступают с инициативами снизить давление на бизнес, но реализовывать свои идеи не спешат. "Весной этого года московские власти решили сократить сроки оформления и выдачи документации для осуществления градостроительной деятельности в городе. В прошлом году мэрия планировала отказаться от взимания платы с застройщиков за присоединение объектов недвижимости к источникам электроэнергии. Профессиональное сообщество ждет реализации решения властей, о которых сейчас они почему-то умалчивают", - посетовала "РБГ" Татьяна Шалина, директор НП "СРО "Алянс строителей".
В докладе проблема административных барьеров, связанных с принятием на региональном и местном уровнях нормативных актов, идущих вразрез с федеральным законодательством, называется одной из наиболее актуальных. А органам власти субъектов РФ настоятельно рекомендовано привести региональное законодательство о градостроительной деятельности в соответствие с ГрК РФ и обеспечить его безусловное исполнение.
"Федеральное законодательство содержит исчерпывающий перечень инстанций, с которыми нужно согласовывать строительство. Но регионам разрешено требовать дополнительные согласования. Это коррупционная цепочка. Застройщики ходят по кругу, собирая требуемые бумаги, сроки согласования затягиваются, чтобы ускорить процесс, нужно платить, - говорит Евгений Шлеменков. - Если для выдачи разрешения на строительство местным чиновникам нужна дополнительная информация, они должны собирать нужные справки сами. Кроме того, сегодня на протяжении всего строительного процесса ответственность за него несет только инвестор-застройщик. Необходимо, чтобы в инвестконтракте была прописана и ответственность местных администраций".
Как разъяснил "РБГ" Владислав Забродин, управляющий партнер юридической компании Capital Legal Services, в Градостроительном кодексе РФ (статья 51-я) приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для выдачи органом местного самоуправления разрешения на строительство объекта недвижимости - положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, правоустанавливающие документы на земельный участок и градостроительный план земельного участка. "По идее, заложенной законодателями в кодексе, этот перечень должен был оградить застройщиков от получения дополнительных согласований для осуществления строительства, - говорит эксперт. - На практике же получение даже такого краткого перечня документов может длиться месяцы и даже годы. Самым проблематичным является получение положительного заключения госэкспертизы проектной документации. Связано это с тем, что у органов госэкспертизы имеется много формальных возможностей для приостановления или отказа в выдаче положительного заключения. Другим проблематичным моментом является согласование параметров строительства и разрешенного использования в отношении участка. Введение местными органами власти дополнительных уточнений к перечню документов, приведенному в Градостроительном кодексе РФ, нередко является основанием для злоупотреблений самими чиновниками, не заинтересованными в прозрачности системы согласования".
Чем сильнее давление на бизнес, тем меньше он строит. "Снижение административных барьеров уменьшает издержки строительных компаний, а в результате - значительный рост объемов строительства, - говорит Татьяна Шалина. - Решение поставленной правительством РФ задачи по обеспечению жильем всех нуждающихся - в руках самих властей".
Кстати
Минрегион составил рейтинг регионов по достигнутой общей динамике эффективности по итогам 2009 года. Состояние строительства и ЖКХ заметно повлияли на место регионов в рейтинге. Так, Архангельская область оказалась на 74-м месте. Среди показателей, снизивших динамику эффективности, - рост незавершенного в установленные сроки строительства с 10 до 40%, рост коэффициента ценовой доступности жилья с 5 до 7 лет. Иркутская область оказалась на 77-м месте, в том числе "благодаря" снижению площадей земельных участков для жилищного строительства до 0 кв. метров. А Ямало-Ненецкий автономный округ занял далеко не почетное 78-е место, в том числе из-за роста незавершенного в установленные сроки строительства с 21 до 309%. В Санкт-Петербурге доля незавершенного в установленные сроки строительства в прошлом году выросла с 28 до 78%, ухудшились и некоторые другие показатели. В результате - 79-е место. Доля незавершенного строительства увеличилась также в Самарской области - с 22 до 107% (81-е место) и Республике Калмыкия - с 3,6 до 148% (83-е место).
Рейтинг регионов в сфере "Жилищное строительство и ЖКХ" по достигнутой динамике эффективности возглавила Воронежская область. В первую десятку рейтинга также вошли Республика Северная Осетия, Брянская область, Псковская область, Республика Алтай, Тамбовская область, Республика Башкортостан, Ярославская, Владимирская и Оренбургская области. Список аутсайдеров возглавила Калмыкия. Плохо обстоят дела с жилищным строительством и ЖКХ в Мурманской (82-е место), Магаданской (81-е) и Белгородской (80-е) областях и Республике Коми (79-е место).