Возобновились консультации стран - членов Таможенного союза по подготовке пакета решений о свободных экономических зонах (СЭЗ). Хотя со вступлением в действие Таможенного кодекса с 1 июля введено в действие соглашение по свободным экономическим зонам в регионе Таможенного союза, сохраняются несостыковки как в национальных механизмах работы таких зон, так и в их квалификации.
Так, в Беларуси и России наряду с традиционными СЭЗ действуют также "еврорегионы" - приграничные со странами - членами ЕС зоны с льготным таможенно-экономическим режимом. А в таких зонах частично действует и законодательство ЕС. Поскольку в составе тех "еврорегионов" - соседние территории государств - членов Евросоюза.
По данным Комиссии Таможенного союза и Минэкономики Беларуси, переходный период для работы СЭЗ по единым правилам Таможенного союза будет длиться до тех пор, пока Комиссией ТС не будут приняты квалификационные решения. Поэтому стороны ныне обсуждают вопросы, связанные с пакетом из пяти основных решений, касающихся детального согласования правил работы СЭЗ и их квалификации. Но точные сроки подписания этого пакета официально пока не обозначены.
Пожалуй, основополагающее решение в этой сфере - выработка Комиссией ТС перечня условий для признания товара подпадающим под таможенно-налоговые процедуры СЭЗ. Поэтому обсуждаются пропорции конечной цены изделия в рамках СЭЗ, которое может считаться произведенным с иностранным участием. Пока критерий прежний: 50%-ная иностранная доля в этой цене позволит считать изделие совместным, то есть подпадающим под оформление в СЭЗ. Причем в отношении особой экономической зоны в Калининградской области планируется понизить эту планку до 30%.
Можно предположить, что новые правила Таможенного союза в отношении СЭЗ вступят в действие не раньше 2016 года.
Между тем еще в ходе предыдущего раунда переговоров по этим вопросам (весна 2010 г.) замминистра экономического развития РФ Андрей Слепнев отметил, что готовятся новые подходы к деятельности свободных экономических зон в России в контексте ТС. Акцент будет сделан, по словам А.Слепнева, на том, чтобы таможенный режим таких зон сделать более привлекательным с точки зрения ставок, которые инвесторы должны платить за комплектующие.
А, например, в белорусских СЭЗ запрещен офшорный бизнес. Поэтому Минск настаивает на жестких единых критериях работы такого рода зон в рамках ТС, как и на жестком межгосударственном регулировании их деятельности. По мнению первого замруководителя администрации СЭЗ "Минск" Александра Кендыша, новые правила ТС могут быть сопряжены для национальных СЭЗ с рядом несостыковок - правовых, таможенных, процедурных. Да, ТС должен привести, как полагает А. Кендыш, к единым правилам работы всех СЭЗ России, Белоруссии и Казахстана. Но этот процесс наверняка будет затягивать процедуру регистрации в СЭЗах новых резидентов. Посему создание "единых СЭЗ" будет длительным по времени.