09.09.2010 00:42
Рубрика: ПДД

Глазок для лихачей

В Казани установят наблюдение за нерадивыми водителями автобусов

Оснастить пассажирский автотранспорт видеокамерами муниципальные власти решили не от хорошей жизни.

По количеству ДТП, произошедших по вине водителей городских автобусов, на протяжении последних десяти лет Казань стабильно занимает третье место в России, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Опасные ярусы

Как же так? Раньше аварийность на городских дорогах, которая является высокой с 2000 года, была связана с тем, что маршруты обслуживали "газели". Но от них город отказался еще в 2007 году. Именно тогда было закуплено почти полторы тысячи красных автобусов разной вместимости и введена новая транспортная схема. Но эффект оказался неожиданным. В Казани появился новый вид ДТП: в каждом втором случае пассажиры получают травмы прямо в салоне автобуса: падают, даже несмотря на то, что крепко держатся за поручни! И немудрено, ведь зачастую водители устраивают между собой настоящие гонки. Дистанцию не соблюдают, превышают безопасную скорость, а потому вынуждены маневрировать, что в условиях интенсивного движения крайне непросто. Вот и тормозят так, что пассажиры порой в штабеля укладываются.

По мнению начальника Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Бориса Смирнова, гонки на городских дорогах во многом связаны с тем, что одним из главных показателей работы шоферов является выполнение плана. В то время как во многих государствах основное требование к водителям пассажирского транспорта - соблюдение расписания движения, в Казани ставка по-прежнему делается на принесенный доход.

Вторая причина в особенностях заполонивших столицу Татарстана автобусах китайского производства. То, что они не могут гарантировать безопасность пассажиров, очевидно с одного взгляда, ведь конструкция салона имеет до четырех ярусов. Тем не менее именно им в числе прочих отдали предпочтение муниципальные власти.

Красные автобусы "уволят"?

В казанском комитете по транспорту, как выяснилось, большой проблемы не видят, ведь главное условие конкурса по закупке соблюдено. По словам начальника комитета Айдара Абдулхакова, "все автобусы, допущенные к городским пассажирским перевозкам, независимо от страны производителя имеют сертификат качества". А удобство для пассажиров, по всей видимости, дело десятое. К тому же из окна служебного автомобиля оценить их по достоинству сложно. Чтобы иметь объективные представления о преимуществах и недостатках автобуса, нужно как минимум иногда в нем ездить. И лучше - в час пик.

Однако, говори не говори, красные автобусы все равно "не уволишь", хотя... Как стало известно корреспонденту "РГ", в преддверии Универсиады в Казани планируется снова пересмотреть схему движения и обновить подвижной состав транспортных предприятий. Потребность в автобусах для организации городских перевозок и обслуживания туристов составляет около тысячи единиц. Еще будучи премьером, президент РТ Рустам Минниханов не раз заявлял о том, что в общественном транспорте должны быть более комфортные условия для пассажиров.

Сумеют ли при таком подходе решить эту задачу муниципальные чиновники от транспорта, большой вопрос...

Гонки продолжаются

Но, даже если город закупит автобусы класса люкс, проблему безопасности это решит лишь частично. Ведь гонки на дорогах устраивают не машины, а шоферы.

- Сейчас из-за кадрового голода на работу в городских автобусах принимают водителей без опыта работы, - говорит Борис Смирнов. - А нужно, чтобы у них за плечами был стаж не менее трех лет. Кстати, раньше это было обязательным условием.

Есть и более категоричные высказывания на этот счет. В городе трудно найти пассажира, который бы не возмущался поведением водителей, приехавших в Казань из ближнего зарубежья. Но, по данным городского комитета по транспорту, это мнение субъективно. Большинство водителей - иностранных граждан - высококлас-сные специалисты, ранее работавшие в таких крупных городах, как Душанбе, Ашхабад и другие.

- Они гораздо реже попадают в аварии, - утверждает Айдар Абдулхаков. - Плохих водителей мы не берем.

Плохих, надо думать, не принимают на работу и в других городах и райцентрах республики. Откуда тогда берутся такие факты: за семь месяцев в Татарстане сотрудниками ГИБДД к административной ответственности привлечены около 42 тысяч водителей автобусов, 35 человек вообще были отстранены от управления транспортным средством, поскольку находились в состоянии алкогольного опьянения?

Между тем, как уверяют городские чиновники, контроль за скоростным режимом в муниципальных предприятиях стопроцентный. И Казань в этом списке. И все это благодаря GPS-навигации.

Таблетка от всех бед

А скоро водители вообще всегда будут под присмотром. И не только они, но и пассажиры. Мэр Казани Ильсур Метшин поддержал предложение городского комитета по транспорту и казанской автоинспекции об установке, пока в порядке эксперимента, в салонах автобусов видеофиксаторов.

По мнению начальника УГИБДД по РТ Рифката Минниханова, "это очень перспективное направление".

- Таким образом мы существенно сократим количество ДТП, связанных с падением пассажиров, - считает он. - Ведь видеорегистратор будет установлен в передней части автобуса, под наблюдением будут находиться и кабина водителя, и салон.

Удовольствие недешевое. По предварительным расчетам, для того чтобы обеспечить весь автобусный парк видеорегистраторами, потребуется примерно 15 миллионов рублей. Тем не менее на одном из деловых понедельников в мэрии глава города заявил, что готов изыскать такие средства, при условии, что они станут "таблеткой от всех бед" в транспортном обслуживании.

- Сколько можно слушать рассказы про нерадивых водителей, которые не соблюдают скоростной режим, курят в салоне и так далее! - возмутился Ильсур Метшин.

Защита через суд

А пока чиновники ломают головы, как навести порядок в городском транспорте, пассажиры пытаются защитить свои права через суд. В том числе и те, кто не удержался на ногах в салоне автобуса во время очередного маневра водителя и получил травмы.

По словам руководителя одной из казанских страховых компаний Александра Чернова, хотя подобные дела в судебной практике встречаются нечасто, они все же есть.

- Если таких исков будет много, то и водители, и работодатели перестанут ставить во главу угла лишний круг на маршруте и будут ответственнее относиться к здоровью пассажиров, - считает он. - К тому же шансы возместить затраты на лечение у пострадавших есть. В прошлом году, например, к нам обратилась за помощью семья: из-за резкого торможения автобуса находившиеся в салоне супруги и их дочь получили травмы. Мы предложили им подать в суд на шофера, ПАТП и страховую компанию. В итоге в счет возмещения морального вреда с водителя и автопредприятия было взыскано по тридцать тысяч рублей, а страховая компания возместила пострадавшим медицинские и другие расходы в сумме 90 тысяч рублей. А вот если бы семья просто обратилась в страховую компанию за выплатой по ОСАГО, она получила бы копейки.

Добиться компенсации за ущерб, причиненный жизни и здоровью, по ОСАГО сейчас очень сложно. Для этого, к примеру, нужно доказать, что лекарства, которые понадобились на лечение после аварии, не входят в стандартный перечень, предоставляемый в рамках обязательного медицинского страхования. А еще нужно определить коэффициент потери трудоспособности. Для этого страховщики отправляют страхователей на экспертизу, которая длится около месяца и стоит 7-8 тысяч рублей. И все это за счет клиента. Более того, он еще должен знать, куда ему обратиться, ведь поначалу компания просто присылает письмо с отказом в выплате. Также для определения размера компенсации необходимо предоставить справку о заработке, чего не могут сделать, например, дети, студенты, пенсионеры, то есть самые незащищенные слои населения. Именно поэтому пострадавшим в ДТП специалисты и рекомендуют обращаться в суд.

Цифра

47 ДТП зарегистрированных в Казани за семь месяцев этого года, в результате которых пострадали 63 человека, произошло по вине водителей автобусов.

По данным УГИБДД МВД по РТ