17.09.2010 00:40

Утилизация плюс

Российский автопром восстановит докризисный уровень через три года

По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по август продажи новых автомобилей в России выросли на 14 процентов - до 1,1 миллиона машин.

Европейский рынок, напротив, за последние пять месяцев сдает позиции, которые он, казалось, уверенно укреплял в начале года. Особенно неудачными оказались два последних месяца лета. В июле продажи рухнули на 18,6 процента, а в августе еще на 12,9 процента. Виной тому - сворачивание стимулирующих программ и традиционно "мертвый сезон" лета для дилеров.

А в России в это время с аншлагом шла программа льготной утилизации старых автомобилей, которую решили продлить и в 2011 году. 50 тысяч рублей за автохлам в зачет покупки новой машины разогрели спрос на машины российского производства. При этом самой популярной маркой продолжает оставаться Lada, а из иностранцев в "любимцах" - Chevrolet, Kia и Renault.

Любопытно, что Германия - лидер нынешнего снижения продаж среди крупных авторынков Европы - заняла в прошлом году третье место в мире по выпуску авто. В кризисный период она сумела дать путевку в жизнь более чем 4,9 миллиона автомобилей. Чемпион, Китай, выпустил с конвейера около 10,4 миллиона машин, а на втором месте - Япония с результатом свыше 6,8 миллиона автомобилей. Россия в прошлом году заняла лишь 19-е место по производству авто, отступив на семь позиций вниз. Сейчас в стране производится, по данным аналитического агентства "Автостат", 1,17 процента легковых и коммерческих автомобилей от общего выпуска в мире - это 722,4 тысячи машин. Предполагается, что объемы будут нарастать, в том числе и благодаря продолжению программы льготной утилизации. Во-первых, сегодня на территории нашей страны действует более 20 автозаводов и сборочных производств, которые выпускают автомобили более 20 марок и свыше 70 моделей. При этом эксперты важную роль отводят иномаркам российской сборки. Уже в прошлом году, по прогнозам, их доля в общем производстве составила 25 процентов, а через пару лет может достигнуть 40 процентов. Во-вторых, мировой кризис постепенно сходит на нет. В-третьих, в России появляются собственные автомобильные бренды. Это суперкары Marussia, мелкосерийный выпуск которых будет налажен в ближайшее время. И проект автомобиля с гибридным двигателем.

В 2010 году у нашей страны, по оценкам "Автостата", есть шанс вернуть себе часть утраченных в прошлом году позиций, поднявшись по производству авто до 12-13-го места в мировом рейтинге. В целом рост может составить 22 процента. При сохранении тенденции и темпов докризисный уровень будет достигнут к 2013 году.

Тем временем

На фоне европейского спада продаж ситуацию поддержали Бельгия, Португалия, Дания и Швеция. Здесь торговля шла с плюсом. Но лидером роста продаж стала Латвия. В июле в этой стране авто продали больше на 142 процента, чем в июле. А в августе прирост за месяц составил 97 процентов. Максимальный спад произошел в Греции, где за два последних месяца лета продажи сократились в три раза.