В Мосгорсуде прошли учения по аресту условного преступника

Вчера в Мосгорсуде прошло уникальное заседание, на котором человека, обвиняемого в убийстве, пытались арестовать дважды: по российскому и немецкому закону.

Более того, все присутствовавшие в зале смогли проголосовать за свободу или несвободу подследственного. Правда, сразу после этого преступник вышел на свободу. Ведь это был не настоящий, а учебный убийца, а сам процесс - сплошная инсценировка. Ее провели СКП и фонд международного правового сотрудничества при минюсте Германии, чтобы сравнить правовые системы наших стран.

Принято считать, что наши следователи отличаются особой любовью к решеткам. Однако председатель СКП Александр Бастрыкин сообщил, что перед заседанием проверил статистику, как часто его подчиненные ходатайствуют об аресте и насколько обоснованно. Выяснилось, что по ходатайству следоваталей СКП оказались лишь 16 процентов всех арестованных. За остальных просили другие ведомства, например МВД или наркоконтроль. Другая цифра: в течение года более 130 тысяч человек, ожидавших приговор на воле, получили срок и были взяты под стражу прямо в зале суда.

Как оценить эту цифру, вопрос к аналитикам. С одной стороны, люди виновны и все равно оказались за решеткой. Может, стоило их взять пораньше? С другой, сам факт ареста в зале суда доказывает, что они не помешали следствию и не скрылись до приговора. Значит, не так уж и были опасны?

- Вопрос применения меры пресечения - один из первых, который возникает при возбуждении уголовного дела, - заявила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. - От него зависит многое: судьба и человека, и уголовного дела. Россия и Германия интересуются законами друг друга, стараются перенимать лучшие нормы, и это очень важно.

Как выяснилось вчера, хотя правовая система Германии сильно отличается от нашей, некоторые их проблемы очень похожи на российские. Например, как рассказали участники совещания, сейчас рассматривается дело одной немецкой телезвезды, ведущего прогноза погоды. Он обвиняется в изнасиловании и вначале был арестован, а сейчас снова на свободе. Общественное мнение разделилось: сажать или миловать, виновен или нет. Остается надеяться, что широкий резонанс и звездный статус обвиняемого не окажут давления на немецкий суд.

Интересно, что многие эксперты считают немецкую правовую систему опасной, даже в чем-то инквизиционной. Все потому, что человек в мантии там, по сути, един в двух лицах: судьи и следователя. Об этом рассказали вчера сами немецкие юристы. У нас, по крайней мере де-юре, процесс более состязательный. Правда, правозащитники часто обвиняют судей в излишней жесткости, мол, они часто идут на поводу у следствия по вопросам предварительного заключения. Как показывает статистика, девять из десяти ходатайств об аресте получают положительный ответ.

Но есть и другая сторона медали. Александр Бастрыкин привел в пример мальчика, погибшего, защищая сестру от насильника. Как выяснилось, преступник уже обвинялся в другом преступлении и находился под подпиской о невыезде. Если бы его вовремя арестовали, трагедии бы не случилось.

Прямая речь

Александр Бастрыкин, председатель СКП:

- Сотрудничество с немецким фондом правовых исследований длится уже более десяти лет. Мы провели огромное количество интересных семинаров, конференций, совещаний и таких ролевых игр. Каждый раз на такие мероприятия приезжают высококвалифицированные эксперты: следователи, прокуроры, адвокаты.

Не могу не заметить, что наш УПК, с моей точки зрения (сейчас говорю не как чиновник, а как преподаватель), в некоторой части претерпел не самые лучшие изменения.

Один пример, в прежнем УПК была сформулирована цель уголовного судопроизводства, это установление истины. Что сегодня написано в законе по этому поводу? Да просто ничего. Темы семинара острые и актуальные. Мне бы хотелось, чтобы достижения континентального права, многие из которых, кстати, были закреплены и в прежнем УПК, нашли сегодня свое отражение в законе.