Нужна ли в Москве парковочная полиция?

Создать в Москве парковочную полицию предложил недавно городской департамент транспорта и связи.

Зачем она нужна? В этом вопросе разбирался корреспондент "Российской газеты".

В департаменте подчеркивают: "парковочная полиция" - лишь рабочее название. Как точно будет именоваться новая структура, еще неизвестно. Но если даже если и полицией, то не следует приписывать ей карательные функции. Это будет чисто гражданская организация, независимая от милиции.

"Задача новой службы - наводить порядок, а не запугивать автомобилистов, - говорит официальный представитель департамента Александр Оносовский. - Она должна следить за тем, чтобы на улицах не промышляли нелегальные парковщики, чтобы не "столбились" незаконно участки городской земли, чтобы водители не бросали машины на проезжей части и не создавали километровые заторы".

Поперек дороги

Столичные автолюбители действительно паркуются где попало - это факт. Анекдоты про блондинок, которые оставляют свои авто поперек Тверской, а сами болтают в кафе с подружками, имеют под собой реальную почву. Однажды мне пришлось полчаса просидеть в душном троллейбусе, на пути которого стоял громоздкий джип, припаркованный ровно посередине улицы 1905 года, пока не вернулась владелица машины.

Каждый день на улицах, особенно в центре, на проезжей части вплотную к тротуарам выстраивается плотный ряд машин - это паркуются офисные служащие, у которых рабочий день начинается в 8-9 утра. Вторым слоем - машины тех, кто приезжает позднее... На Тверской уже к 10 утра из трех полос остается для движения лишь одна. И в результате уже на подступах к Ленинградскому проспекту образуется километровая пробка. Такая же ситуация на Новом Арбате, Остоженке и Волхонке, Кутузовском и Мичуринском проспектах - одним словом, повсеместно.

И тут дефицит

Но проблема не только в том, что автовладельцы не желают правильно парковаться. В Москве огромный дефицит парковочных мест. Нехватка, по оценкам экспертов, составляет примерно один (!) миллион мест.

Да, столичные власти разогнали "собирателей дани" с улиц и сделали бесплатными все городские парковки. Но улицы-то не резиновые! Где припарковаться, если все заставлено машинами, а человек уже приехал в центр и ему срочно нужно бежать по делам?

Удивительно, но в таком огромном мегаполисе, как Москва, вообще нет ни одной муниципальной парковки. А сколько коммерческих - никто не знает.

"В центре есть подземные паркинги - они принадлежат торговым центрам, офисам, гостиницам, - поясняют в департаменте жилищно-коммунального хозяйства. - И московские власти не могут диктовать им ни цены на парковку автомобилей, ни условия их размещения".

А цены в коммерческих паркингах кусаются. Минимум 100 рублей в час. Столько стоит парковка в подземной стоянке рядом с гостиницей "Ритц-Карлтон" на Тверской. Причем время въезда фиксируется автоматом, и задержись хоть на минуту, платить придется уже за два часа.

100 рублей возьмут и на подземной парковке вблизи станции метро "Полянка", и под торговым центром рядом с "Войковской" (хотя еще летом цена была 50 рублей). Многие не прочь были бы использовать эту стоянку (больше двух тысяч машино-мест) в качестве перехватывающей парковки: оставил автомобиль и поехал дальше на метро - разве плохо? Но, прикинув, в какую сумму это выльется за рабочий день, большинство бросают машины на обочине. Что может сделать парковочная полиция в такой ситуации?

Кстати

Чтобы инициатива с парковочной полицией претворилась в жизнь, нужно пройти определенную процедуру. Столичный департамент транспорта и связи уже обратился в Минтранс РФ с предложением: разрешить регионам создавать службы, которые бы занимались исключительно вопросами парковки транспортных средств - как личных, так и служебных и общественных.

В министерстве идею поддержали - сейчас идет подготовительная работа для внесения предложения в правительство РФ. Далее - разработка регламента, где уже будет четко прописаны права, обязанности, зоны ответственности парковочной полиции - где могут, а где нет работать ее сотрудники, как налагать штрафы за неправильную парковку. Предполагается, что одной из их функций будет самостоятельное определение уровня штрафов.

А как у них?

В Израиле парковочная полиция существует уже давно. За неправильно припаркованные машины выписывает ощутимые штрафы. Например, за въезд на пешеходный тротуар - 200 шекелей (примерно 60 долларов).

Опрос "РГ":