11.10.2010 23:20
    Поделиться

    Профессор Андрей Подольский: Огромное количество людей живут с синдромом эмоционального выгорания

    Зачем в "водительской" медкомиссии должен быть психолог? Почему участились случаи неадекватной реакции участников дорожного движения при ДТП? На эти и другие вопросы "РГ" ответил завкафедрой возрастной психологии психологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ Андрей Подольский.

    Российская газета: Почему на дорогах стало так много агрессии, как со стороны пешеходов, так и со стороны водителей?

    Андрей Подольский: Институтом проблем демографии недавно были собраны данные за последние десять лет по 160 параметрам, касающимся всех аспектов жизни человека, начиная от состояния здоровья и заканчивая удовлетворенностью интимными отношениями. В общем, все, что можно было собрать, собрали. И скоррелировали это с продолжительностью жизни. Результат получился интересный: наиболее значимым оказался всего лишь только один параметр, только один фактор - ощущение несправедливости нашей современной жизни. Вот вам и ответ.

    РГ: Получается, что на дороге люди особенно остро чувствуют себя в чем-то несправедливо ущемленными или обиженными?

    Подольский: Это в глобальном смысле. Есть еще и детальные аспекты, связанные с тем, как мы воспитываем детей, чему учим: хамству или человечности, а, значит, и вежливости.

    РГ: Как человек воспитан, так он и ведет себя за рулем?

    Подольский: Да. Это, во-первых, во-вторых, есть и чисто технические причины, из-за которых ни о какой безопасности не может быть и речи. Даже в Подмосковье, за 45 километров моего пути от дома до дачи, я насчитываю 18 участков абсолютно небезопасных. Пешеходам не видно приближающихся из-за поворота машин, а их водителям не видно пешеходов. Не знаю, кто посадил эти бесчисленные деревца там, и не понятно, куда смотрит наша служба безопасности...

    РГ: Получается, водитель обречен на бесконечную концентрацию.

    Подольский: Человек живой, он не может быть концентрированным водителем в одной ситуации и озабоченным несправедливостью бытия в другой, неудачным бизнесменом в третьей, он же единый, целостный человек. У него все это вместе. Как результат - внутренняя накрученность. Есть еще одна нехорошая вещь - понятие эмоционального выгорания. Огромное количество взрослых людей в Москве живут с синдромом эмоционального выгорания. Это уже оболочки, не личность, а оболочка. Дело в том, что на медицинской комиссии мы проверяем все, что угодно, но только не самое главное - психологическую совместимость конкретного человека и машины. Очень многим людям именно в силу их индивидуальных особенностей, а не потому, что они дальтоники, лучше не садиться за руль.

    РГ: В медицинскую комиссию должен входить психолог?

    Подольский: Обязан. Люди тогда задумались бы о том, что они нередко держат себя в ситуации дикого риска.

    РГ: Объясните, что же происходит с некоторыми водителями, которые за то, что их, к примеру, подрезали (случайно или не случайно - не суть), выскакивают на ближайшем светофоре с монтировкой и разбивают лобовое стекло своему обидчику.

    Подольский: В 70-х годах был мультфильм "История одного преступления", где один хороший человек, у которого все в порядке, пришел домой, лег спать, но у соседей сверху гуляет компания. Через час, когда они угомонились, он заснул, но тут из крана закапала вода на кухне, потом кто-то стучал по батарее, а когда он, наконец, уснул, в 6 часов его разбудил окрик дворничихи под окном. Он выскакивает с монтировкой и убивает ее. Когда человек находится в постоянном напряжении, у него должен быть достаточно высокий уровень рефлексии, самопонимания, чтобы иметь возможность вносить поправки на свое состояние. Но когда общий уровень личностной культуры ниже низкого, как у нас сейчас, то такие неадекватные реакции можно видеть сплошь и рядом. Это общая ситуация. Что поделать: дефицит личностной культуры. Культуры не в высоком, так сказать, "лихачевском" смысле, а личностной.

    Главным тестом ее наличия или отсутствия является как раз острая ситуация. Ведь когда все спокойно, человек подстроится, а вот когда неспокойно, когда задели за живое, тогда из него и полезет Шариков.

    РГ: В том числе и из человека, облеченного властью? Я про участившиеся примеры, когда какой-нибудь чин сбивает ребенка на "зебре" и уезжает. Что, в нем срабатывает какой-то механизм?

    Подольский: В нем срабатывает то, что в нем всегда и было, но оно никогда не воспринималось окружающими как нечто угрожающее их благополучию. Когда он пил, гулял, воровал - это воспринималось в порядке вещей. А когда он совершил такое - это вроде уже беспредел. Но он был всегда способен на такое.

    РГ: А если это аффект от увиденного? Вспомним, дама сбила двух девушек и стала разглядывать повреждения своей машины, но не подошла к пострадавшим.

    Подольский: Она была совершенно спокойна.

    РГ: Это тоже ее сущность?

    Подольский: Естественно. В момент удара что ли на нее это свалилось? Надо вспомнить, откуда она, как воспитывалась...

    РГ: Если рожденное в 90-е годы поколение, воспитанное телевидением с его жестокостью и вседозволенностью, сегодня выходит во взрослую жизнь, то получается, беспредел на дорогах только начинается?

    Подольский: Если сегодня начать что-то предпринимать всем обществом, то что-то сделать еще можно, трудно, с болью, с кровью, но можно. А вот если еще одно поколение пропустить - то это уже все. И то, что мы сейчас видим на дорогах, станет нормой.

    РГ: И что делать? Есть универсальные советы всем участникам дорожного движения?

    Подольский: Есть три группы советов. Одна заключается в том, что нужно прежде всего всерьез службе, отвечающей за безопасности движения, заняться экологией движения - где и как деревья посажены, как перекрестки оборудованы. Раз в неделю я останавливаюсь в одном и том же месте и крещусь долго, потому, что как мне удается не задавить ни одного пешехода на этом участке, я не понимаю: в десяти метрах после выезда из кольца, пешеходная "зебра", а на ней бабушка с ребенком. Разве это нормально?

    РГ: ГИБДД и дорожники должны проинвентаризировать все объекты безопасности?

    Подольский: Да, инвентаризация - это первое. Второе - усилить контроль за техсредствами перед выпуском на линию, сегодня на наших дорогах очень много неисправных машин. За общественный транспорт вроде бы взялись, усилили контроль за маршрутками, но этого мало.

    Есть еще группа советов, условно назовем их "Задумайся о своей жизни". Если раздражен, травмирован какими-то событиями, находишься в депрессивном, либо агрессивном состоянии, то надо найти другую возможность передвигаться, но не садиться за руль! Вероятность того, что ты попадешь в плачевную ситуацию, очень велика. Человек целостен, и когда что-то идет не так, то и в другом направлении все пойдет не туда.

    Поделиться