17.10.2010 23:20
    Поделиться

    При строительстве трассы М5 используются новейшие материалы и инновационные технологии

    Живописные горные перевалы, перепады высот, красивые изгибы - все это федеральная трасса М5 ("Урал"). На ее подъемах кажется, что проплывающие мимо облака совсем рядом и до них можно дотронуться рукой. Из окна автомобиля открывается великолепный вид на уральские просторы с ее бескрайними лесами, полями и горящими осенним золотом березовыми рощами.

    Состояние самой трассы пока не везде так идеально, как природа вокруг нее, хотя в последнее время появляется все больше участков, соответствующих мировым стандартам. Дорога активно строится, и, по словам специалистов дорожного строительства, эту важную для России магистраль, без сомнения, ждет перспективное будущее.

    М5 - главная транспортная артерия Челябинской области в то же время и один из самых сложных участков на пути до Москвы. Местный резкий климат (осадков всегда в изобилии) и высокая интенсивность движения (превышает расчетную примерно в 4 раз) - факторы, которые, мягко говоря, не способствуют качеству дорожного покрытия. Без своевременного ремонта трасса становится просто опасной. Так и случилось в конце 90-х годов прошлого века, когда оказалось, что более 80 процентов дорожного покрытия не соответствует стандартам. Тогда из-за высокой аварийности в народе трассу прозвали "дорогой смерти".

    Из-за отсутствия достаточного финансирования строительно-монтажные работы продвигались очень медленно. За "Урал" основательно взялись лишь в XXI веке.

    Активная реконструкция дороги на участке Миасс-Челябинск началась только в 2005 году. В 2008 году на трассе ввели в эксплуатацию реконструированный участок протяженностью 15 километров первой категории, который соответствовал всем международным стандартам.

    При работах использовались самые качественные и надежные материалы, например специальная геосетка, а разметка наносилась химическим двухкомпонентным пластиком. Выполнили и дополнительную гидроизоляцию проезжей части моста и путепровода. Кроме того, дорога стала отвечать всем требованиям безопасности: четыре полосы движения позволяют автомобилям двигаться с оптимальной скоростью, барь ерные ограждения защищают от возможного вылета машины в кювет и на встречную полосу.

    Сейчас разрабатываются проекты реконструкции трассы на следующих участках дороги в направлении Уфы. Трасса будет ремонтироваться одновременно в двух направлениях: со стороны Челябинска и со стороны Башкирии. Строителям предстоит пройти один из самых сложных участков федеральной трассы - перевал через горный хребет в районе Аши и Сима. Ежегодно зимой из-за высокой напряженности движения и снежных заносов здесь образуются многокилометровые пробки. По прогнозам специалистов, реконструкция этого отрезка позволит существенно разгрузить дорогу, сделать передвижение по ней максимально безопасным.

    В прошлом году на реконструкцию автомобильной дороги М-5 "Урал" за счет средств федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" выделено более 154 миллиона рублей (на подготовительные работы). На строительно-монтажные работы в 2010 году - 1,5 миллиарда рублей. В конце нынешнего года региональное управление федеральных автомобильных дорог получит готовую проектную документацию на производство строительно-монтажных работ по реконструкции участков общей протяженностью почти 90 километров.

    - Мы целенаправленно работаем над улучшением транспортно-эксплуатационного состояния трассы и увеличением ее пропускной способности, - рассказывает начальник ФГУ Управления федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Александр Луцет. - В 2009 году мы приступили к выполнению работ по реконструкции участка с 1820 по 1829 километр дороги М-5 "Урал". Строятся три транспортные двухуровневые развязки и два мостовых сооружения, осуществлен перенос магистральных нефтепродуктопроводов и газопроводов. На семи километрах дороги появится искусственное освещение, будет установлено 37 километров барьерного ограждения. В районе населенного пункта Тимирязевский магистраль оборудуют шумозащитными экранами на протяжении 1,3 километра. Ввод в эксплуатацию объекта планируется в 2011 году.

    По словам главного инженера регионального управления Максима Новосельцева, разрабатываемые проекты на реконструкцию участков предусматривают использование самых современных материалов и инновационных технологий. Основное внимание уделялось вопросам повышения качества и долговечности асфальтобетонных и цементобетонных покрытий, использованию геосинтетических материалов при устройстве земляного полотна, использовании новейших материалов и конструкций в мостостроении. Учитывая сложность рельефа и климатических условий, на трассе разрабатывается система получения метеорологической информации, с созданием метеопостов вдоль дороги и центром управления. На участках искусственного освещения трассы будут использованы энергосберегающие технологии и системы мониторинга. Надо особо отметить, что в настоящее время разрабатывается ряд проектов, направленных на повышение безопасности дорожного движения на трассе: помимо установки искусственного электроосвещения и осевого барьерного ограждения планируется также строительство надземных пешеходных переходов.

    Высокую оценку работе дорожных строителей на трассе "Урал" дал губернатор Челябинской области Михаил Юревич:

    - Видите, как по-современному, основательно ее строят? М5- шикарная дорога первой категории, - отмечает глава региона в своем интернет-блоге.

    Интересно, что не равнодушный к дорожной тематике южноуральский губернатор задумывается о том, как наиболее эффективно использовать государственные средства, выделяющиеся на дорожное строительство. По его мнению, часть средств можно было бы направить, к примеру, на расширение магистрали на перевалах. "Это даст больший эффект и снизит аварийность", - считает Юревич.

    Региональные власти утвердили план мероприятий по развитию инфраструктуры дорожного сервиса в регионе вдоль "Урала". Реализовать намеченное рассчитывают до 2011 года. В первую очередь планируется завершить мониторинг инфраструктуры дорожного сервиса вдоль трассы. Это поможет определить состояние существующих инженерных сетей, участков дорог, где отсутствует мобильная связь. Разрабатывается схема размещения объектов дорожного сервиса вдоль трассы с учетом реконструкции и пропускной способности автодороги.

    Местные власти также заявляли о намерении создать режим наибольшего благоприятствования для инвесторов, готовых развивать придорожный сервис на трассе М5. Предприниматели, которые захотят построить гостиницу или кафе вдоль магистрали, смогут получить субсидию из областного бюджета, а также согласовать все документы в короткие сроки. Помимо кафе и гостиниц вдоль дороги планируется организовать пункты продажи сельскохозяйственной продукции и сувениров. В помощь застройщикам будет разработан каталог типовых архитектурных форм, чтобы все объекты были выполнены в едином, отличающем Челябинскую область, стиле.

    - На трассе М5 будут продолжены строительно-монтажные работы в соответствии с федеральной целевой программой развития транспортной системы России на 2010-2015 годы, - отметил Александр Луцет. - Реконструкция участков автомобильной дороги М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска положительно повлияет на развитие межрегиональных связей. После реконструкции дороги увеличится пропускная способность трассы, повысится безопасность дорожного движения и комфортабельность проезда.

    Справка "РГ"

    М5 - самая напряженная автомобильная дорога общего пользования федерального значения на территории Челябинской области - является транспортным коридором, соединяющим европейскую часть России с Уралом и Дальним Востоком. Участок автомобильной дороги от Москвы до Челябинска, проходящий по территории Челябинской области, строился в 60-е - 70-е годы. На протяжении 220 километров трасса проходит по Уральским горам и содержит множество затяжных подъемов и спусков, крутых поворотов при ограниченной видимости. Интенсивность движения на автомобильной дороге составляет от 8 до 20 тысяч автомобилей в сутки.

    Поделиться