17.10.2010 23:20
    Поделиться

    Дорожная сеть обеспечит комплексное освоение дальневосточных территорий

    Транспортная составляющая в экономике Дальнего Востока достигает 60 процентов. Интенсивность движения по дорогам за последние годы выросла до 3000 автомашин в сутки, а в перспективе превысит пятитысячный рубеж.

    С одной стороны, важной особенностью транспортной системы востока России является транзит. Через эту территорию перевозятся большие объемы грузов в другие субъекты России. Мощный подъем экономики переживает Азиатско-Тихоокеанский регион, и российский Дальний Восток в силу своего географического положения вовлечен в процесс сотрудничества со странами АТР. Создание современной транспортной сети на Дальнем Востоке позволит повысить интеграцию округа не только в единое экономическое пространство страны, но и в международную транспортную систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

    - Тем актуальней становится задача формирования региональных логистических транспортно-распределительных систем (РЛТРС) как элементов национальной транспортно-логистической системы, - считает профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Александр Балалаев. - Назрела необходимость создать логистические центры в Хабаровске и в Ванино - Советско-Гаванском транспортном узле, а в перспективе - в Комсомольске-на-Амуре и Николаевске-на-Амуре.

    С другой стороны, отсутствие разветвленной дорожной сети стало основным сдерживающим фактором социально-экономического роста дальневосточных территорий. По уровню развития сети дорог с твердым покрытием Дальневосточный федеральный округ отстает от других субъектов России. Если по стране средний показатель - 31,7 километра на 1000 квадратных километров, то на Дальнем Востоке - 5,3.

    - Отсутствие дорог - это колоссальнейший фактор, который тормозит экономическое развитие Дальнего Востока. Транспортная инфраструктура на востоке России должна развиваться опережающими темпами. Строительство дорог в планах есть. Но без поддержки государства ничего не разовьешь, - считает полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Виктор Ишаев.

    Фактически из 420 миллиардов рублей заявленных капитальных вложений по ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" треть суммы будет осваиваться на строительстве и реконструкции дорог. В настоящее время на федеральных трассах "Амур", "Колыма", "Лена", "Восток" трудятся тысячи дорожных строителей, выполняя целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)". Общий объем капиталовложений в строительство, реконструкцию дорог и искусственных сооружений за 2007-2009 годы по ДФО составил более 51 миллиарда рублей.

    Приоритетами по подпрограмме "Автомобильные дороги" ФЦП "Модернизация транспортной системы" являются: реконструкция федеральной трассы "Уссури" от Хабаровска до Владивостока, ввод в эксплуатацию дороги Хабаровск - Лидога - Ванино, ликвидация грунтовых разрывов на "Колыме" от Якутска до Магадана, а также реконструкция федеральной трассы "Лена" Невер - Якутск.

    Из общей протяженности "Уссури" в 756 километров реконструкции требуют 453. Около 10 процентов средств, отпущенных на подготовку к саммиту 2012 года, подлежат освоению дорожными строителями. Проектные работы уже ведутся, и с 2011 года можно приступать к реконструкции.

    Значение дорога Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре повышается в связи с развитием Ванинско-Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла. На прокладку магистрали заложено более 10 миллиардов рублей. Кроме того, для формирования опорной дорожной сети Хабаровского края важны такие объекты, как дороги Селихино - Николаевск-на-Амуре и Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын. Они дадут северным районам выход в общую дорожную сеть, и, таким образом, жители отделенных районов смогут в полной мере воспользоваться правом на свободу передвижения, гарантированным статьей 27 Конституции РФ.

    Нет ни автомобильных, ни железных дорог в Магаданскую область, а они необходимы и обязательно должны идти через территорию Якутии, с дальнейшим выходом к портам. Свою роль сыграют в этом работы на трассе "Колыма" от Якутска до Магадана, а реконструкция федеральной автодороги "Лена" обеспечит выход Республики Саха (Якутия) на маршруты Транссиба. Необходимо развивать и транспортный коридор Томмот - Якутск, связанный со строительством железной дороги.

    Кроме того, предполагается возобновление строительства дороги "Восток" от Хабаровска до Находки с ответвлением в 240 километров до Лучегорска в Приморье. В планах - подъезд к Китаю через населенный пункт Джалинда от автодороги "Лена" протяженностью 73 километра, от Южно-Сахалинска до Холмска (81 километр) и до Корсакова (31). Кроме того, необходимы подъезды к аэропортам в Петропавловске-Камчатском, Анадыре, Палане.

    В ближайшие три года на дорожное строительство в Дальневосточном регионе будет выделено свыше 40 миллиардов рублей.

    - В связи с последствиями кризиса объемы финансирования резко сократились, - сообщает заместитель министра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Виктор Савченко. - В итоге завершение дорог Лидога - Ванино, Селихино - Николаевск-на-Амуре и Березовый Чегдомын, намеченное на 2013 год, переносится. Трасса Аян - Нелькан - Югоренок с выходом на Республику Саха исключена из плана финансирования. А ведь она многое бы дала северным территориям, в том числе доступ к морским портам.

    И еще: содержание и эксплуатация дорог в регионе осуществляется не по нормативам. Увеличение нагрузки на ось приводит к ускоренному разрушению дорожного полотна, ямочности, пучинистости, колейности. А на Дальнем Востоке из-за резких сезонных перепадов температуры и большой толщины промерзания эти процессы происходят гораздо быстрее. По инициативе Росавтодора принято постановление правительства РФ о переходе до 2014 года к нормативу содержания дорог.

    Сейчас финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автодорог общего пользования идет в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России". Со следующего года оно должно осуществляться через дорожный фонд. По словам вице-премьера Сергея Иванова, средства, аккумулированные фондом, будут направляться исключительно на ремонт, содержание, реконструкцию и строительство федеральных дорог.

    - Источниками финансирования Федерального дорожного фонда станут бюджетные транши, а также акцизы на автомобильное топливо, которые в ближайшие три года планируется повысить по схеме "на 1 рубль за 1 литр за 1 год", - объясняет замглавы Росавтодора Иннокентий Алафинов. - В 2011 году объем фонда составит 377 миллиардов рублей, в 2012-м - 348, в 2013-м - 408 миллиардов.

    Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин оценивает решение о создании дорожного фонда как очень разумное, но отмечает, что данная система стремительно устаревает. "В течение ближайших лет развитые страны начнут переходить на неналоговые схемы финансирования дорог", - говорит эксперт. Специалистов дорожной отрасли ДФО волнуют источники формирования фондов.

    - В основу положены протяженность дорог и потребление топлива. И то, и другое на Дальнем Востоке не так велико, значит, и наполняемость фондов будет низкой, - предполагает Виктор Савченко. - Думаю, что принципы формирования должны быть дифференцированы. Иначе в тех регионах, где дорожная сеть не развита, она таковой и останется.

    Полпред президента РФ в ДФО уверен: даже в случае сокращения ассигнований финансирование строительства и реконструкции дорог в округе не должно уменьшаться. На Дальнем Востоке нельзя строить по тем критериям, которые сегодня применяются: по количеству перевезенных грузов, плотности населения и подобным параметрам. Уместно вспомнить слова Сергея Юльевича Витте, который говорил: "Мы строим дороги не для коммерции, а для государства, чтобы единые дороги соединяли Россию, а потом уже приносили доход".

    Кстати

    Одним из элементов дорожной сети Дальнего Востока станет мостовой переход на Большой Уссурийский остров на реке Амур, возводящийся в рамках комплексного освоения острова и создания на нем особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. С 2004 года Большой Уссурийский принадлежит двум государствам - России и Китаю. Мост стоимостью 5,7 миллиарда рублей должен быть построен до 2014 года. На 2011-й (на начальный этап строительства) выделяется 200 миллионов рублей.

    Поделиться