Ущерб экономике Франции от массовых беспорядков исчисляется миллиардами евро

Коммерсанты Лиона, третьего по количеству жителей города Франции, до сих пор не могут прийти в себя. Десятки разбитых в дребезги витрин, обугленные мусорные баки, искореженный металл автобусных стоянок.

Центральная площадь Белькур и прилегающие к ней фешенебельные улицы, дважды за последние дни становились ареной, пожалуй, самых ожесточенных столкновений между полицией и местной молодежью, протестующей против правительственной пенсионной реформы.

Запланированные Национальным союзом лицеистов, другими организациями школьников и студентов, а также профсоюзами как мирные, их манифестации превратились в настоящие побоища, где на стражей закона обрушился град бутылок, булыжников и других метательных снарядов. Как сейчас выясняется, спровоцировали бойню отнюдь не лицеисты, а подтянувшиеся с социально неблагополучных окраин хулиганистые парни с арабскими и африканскими корнями, которым по большому счету нет дела ни до профсоюзных требований, ни до правительственных реформ. Но досталось всем по полной.

Хотя полицейские, а речь идет о специально обученных и снаряженных республиканских ротах безопасности, а также спецназе МВД, которых перебросили в Лион, и проявляли сдержанность, без травм не обошлось. Ведь служивые не только пустили в ход слезоточивый газ, но и "флэш-боллы", стреляющие резиновыми шариками размером чуть меньше теннисного. Это, конечно, не говоря о резиновых дубинках, которым бунтовщики противопоставили арматуру, стулья и прочие предметы из раскуроченных ресторанов и магазинов.

В Лион, где сосредоточено 7800 стражей порядка, срочно прибыл министр внутренних дел Брис Ортефе, чтобы подвести итог уличных боев. 74 четыре манифестанта, из которых только треть - лицеисты, а остальные - "кассеры", то есть юные громилы с окраин, были арестованы, шестеро полицейских и несколько манифестантов доставлены в местные больницы с ранениями. В городе до сих пор удивляются, что обошлось без жертв.
Брис Ортефе был явно поражен тем ущербом, который был нанесен городу.

"Франция не принадлежит хулиганам и погромщикам, а честным людям, которые мирно трудятся", - заявил министр. Он обещал, что никто из "кассеров" не останется безнаказанным.

Всего за почти неделю активных действий против пенсионной реформы в стране было арестовано 1450 человек. На несколько десятков из их числа заведены уголовные дела, остальные отпущены домой.

В стране по-прежнему продолжаются разного рода профсоюзные акции. В первую очередь, они касаются нефтеперерабатывающих заводов, которые простаивают вот уже несколько недель, а также топливных хранилищ. Несмотря на указание президента Николя Саркози разблокировать их, ситуация коренным образом до сих пор не изменилась. Хотя правительство обещало разрешить проблему с горючим в течение четырех- пяти дней.

Как заявил министр экологии и энергетики Жан-Луи Борлоо на заседании Национального собрания, более чем на трех тысячах автозаправочных станций страны нет вообще горючего, еще 1700 испытывают перебои с поставками дизельного топлива и некоторых марок бензина.

Забастовщики также предприняли несколько попыток заблокировать аэровокзалы. На пару часов они перекрыли подъезд к одному из терминалов столичного аэропорта Руасси - Шарль де Голль. Из-за профсоюзных пикетов на сутки был закрыт аэровокзал Клермно-Феррана в центральной Франции. Десятки рейсов были отменены в других городах.

В этой крайне напряженной обстановке Николя Саркози, как поведал один из его советников "сохраняет олимпийское спокойствие и проявляет твердость": он намерен довести до конца пенсионную реформу. Об одном жалеют в Елисейском дворце, сообщает тот же источник: там не предвидели, что антиправительственное движение получит такой мощный размах, и что профсоюзы станут использовать топливо как рычаг давления на власти.

Как подсчитали в министерстве экономики, убытки от острого социального конфликта ежедневно составляют 300 миллионов евро. То есть ущерб, нанесенный экономике уже исчисляется миллиардами евро. Правда, страдают материально и сами участники протестов: ведь дни забастовки им никто не оплачивает. К примеру, бастующий железнодорожник ежедневно недосчитывается 72 евро, а кассы ведущих профсоюзов теряют сотни тысяч евро.

Пенсионный законопроект сейчас обсуждается в Сенате. Из-за многочисленных поправок решение по нему до сих пор не принято. Скорее всего, это произойдет в пятницу или в ближайшие выходные. Учитывая, что большинство сенаторов поддерживают Николя Саркози и его политику в социальной сфере, можно предположить, что пенсионный закон все-таки будет принят.

Что в этих условиях будут делать профсоюзы? Самые боевитые, такие как левая Всеобщая конфедерация труда (ВКТ), СЮД, "Форс увриер" заявили о своей готовности продолжить борьбу и провести еще один, седьмой по счету, день единых действий в начале следующей недели. Однако, их более умеренные коллеги, в частности, из Всеобщей конфедерации кадров недвусмысленно дали понять, что участие в нем не примут. Так что Елисейский дворец теперь рассчитывает на наметивший раскол в профсоюзных рядах. Более того, ему на руку начинающиеся в эти дни школьные каникулы, приуроченные к католическому празднику - Дню всех святых.